ОАО ЕДКММ
Счетная палата окунулась в молочный сектор Печать
28.11.2016 18:15

Счетная палата окунулась в молочный сектор

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года» был рассмотрен коллегией Счетной палаты РФ.

Объектами исследования, проанализированными с 2015 по истекший период 2016 года, стали Минсельхоз России, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба государственной статистики, Национальный союз производителей молока, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела», органы государственной власти субъектов Российской Федерации (выборочно).

Эскпертно-аналитическое мероприятие оценило исполнение основных показателей, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства, рассмотрев текущее состояние молочной отрасли. Учитывались такие факторы, как достаточность нормативно-правового регулирования и мер господдержки, направленных на импортозамещение.
Коллегия отметила, что благодаря мерам государственной поддержки, в исследуемый период объем производства продукции сельского хозяйства вырос на 3% и 3,4% за каждый год. Причинами роста стали хороший урожай зерновых, а также рост производства свинины и мыса птицы. В растениеводстве пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности РФ почти полностью превышены.
За 2015 год производство молока более чем на 5% увеличили шесть регионов: Республика Ингушетия - на 11,5%, Калужская область - на 11,2%, Калининградская область - на 8,8%, Кировская область - на 6,8%, Тульская область - на 6%, Вологодская область - на 5,6%.

В следующих регионах произошло увеличение поголовья коров на пять и более процентов: Брянская, Калужская и Калининградская области, Республики Ингушетия и Хакасия. Наибольший прирост коровьего молока (более чем на 5%) обеспечили 22 региона, в числе которых Архангельская, Вологодская, Калужская, Брянская, Кировская, Калининградская, Ленинградская, Тульская и Ярославская области, Республики Башкортостан, Мордовия, Удмуртская Республика и другие.

В целом результаты опроса населения показали, что россияне вполне удовлетворены качеством молочной продукцией: 33% респондентов оценили качество молока в своем регионе как хорошее, 7,6% - отличное, 37% - удовлетворительное. Лишь 22% опрошенных не довольны качеством.

Несмотря на достигнутые результаты, сектор молочного производства является проблемным. Пороговое значение уровня самообеспеченности молоком, определенное Доктриной, составляет 90%, тогда как за 2015 год он составил только 81,2%. Кроме этого, согласно нормам потребления, установленным Минздравом, уровень производства должен быть около 47 млн тонн в год, а в 2015 году в России произвели лишь 30 млн 796 тысяч тонн молока. В то же время в 2016 году отметили рост объема государственной поддержки молочной отрасли по некоторым мероприятиям Государственной программы. По сравнению с прошлым годом объем субсидий на 1 кг молока увеличили в 1,6 раза, и в 15 раз – на возмещение прямых затрат, понесенных на создание и модернизацию молочных ферм.

Исследование показало, что за 2015 год не достигли планового значения показателя результативности по использованию субсидии на 1 кг реализованного молока 37 регионов. Тогда по распоряжению Минсельхоза России отобрали 166 инвестиционных проектов по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, реализуемых в 44 регионах, для ускорения импортозамещения. Кредитные средства на данные проекты составили 24,3 млрд рублей. Эти инвестиционные проекты, согласно расчетам Минсельхоза, должны были обеспечить прирост на 291,1 тысячу тонн за 2015 и 2016 года. Однако проведенное исследование показало, что часть проектов не подразумевает прироста молока. По данным регионов из 166 проектов реализовано 64, 14 – находятся на стадии реализации, 10 – запланированы на исполнение в 2016 году. О состоянии 78 проектов у Минсельхоза информации нет.

В 2015 году также не были полностью реализованы возмещения прямых затрат на строительство и модернизацию молочных ферм. Нормативную правовую базу приняли в середине 2015 года, однако отбор семи инвестпроектов Минсельхоз осуществил только в конце года по причинам длительных процедур согласования с регионами. Таким образом, кассовое исполнение составило 88,9%. Если проекты реализуются, то они могут принести 50,4 тысяч тонн молока.

Интересной частью исследования стал анализ формирования розничной цены молока. Он показала, что цепочка «производитель – переработчик – торговая сеть» увеличивает стоимость молока-сырья на более 100%. Средняя выручка сырого молока в 2015 году приносила производителю, получающему господдержку, около 21 рубля за литр, тогда как розничная цена в среднем составляла 47 рублей.
Аналитическое мероприятие Счетной палаты показало снижение качества продукции в связи с заменой некоторыми производителями животных жиров на растительные. Такой механизм используют недобросовестные производители в целях экономической выгоды. Для примера приведем следующие цифры: за 2016 год Роспотребнадзор выявил 214 случаев фальсификации сливочного масла, 44 – питьевого молока, 37 – сыров, 27 – сметаны, 42 – творога и 4 – мороженого.

Коллегия Счетной палаты обратила особое внимание на недостатки нормативно-правового регулирования в области мер господдержки молочной отрасли. Было обнаружено несоответствие Правил предоставления субсидий на 1 кг реализованного и/или отгруженного на собственную переработку молока. Данные субсидии предоставляются в зависимости от сортности молока по ГОСТу. Техрегламенту не соответствуют утвержденные Минсельхозом Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота. Молоко от инфицированных лейкозом коров и коров оздоравливаемого стада необходимо сдавать на молокоперерабатывающий завод или использовать внутри хозяйства после пастеризации. Но техрегламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» допускает к обращению только сырое молоко, полученное от здоровых животных из тех хозяйств, которые официально свободны от лейкоза в течение последних 12 месяцев. Однако в РФ нет единого реестра сельхоз организаций с данными о лейкозе за последние 12 месяцев, и кроме того, отсутствует информация о зараженном поголовье в хозяйствах населения.
Данные, полученные в ходе проведенного анализа, позволили составить информационное письмо для Правительства РФ и отчет для палаты Федерального собрания.

Анастасия Красновская, Москва
Специально для «Социнформбюро»

Фото: Global Look Press

 

Понравилась новость? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

добавить на Яндекс
Рейтинг@Mail.ru