Реквием по образованию: что происходит с российскими школами Печать
Экспертиза Главные новости
05.10.2016 15:07

20160901 zaf x99 438

День учителя – ещё один повод поговорить не только об этой важной профессии, но и о российском среднем образовании в целом. Разумеется, вспоминать о проблемах отечественной школы нужно не только по праздникам. Образование – это нациеобразующий фундамент, от которого напрямую зависит социальное и экономическое развитие государства. Как ни печально, многие сигналы свидетельствуют о глубоком кризисе образования в России.

«Что читает Иван?»

В начале шестидесятых годов, когда происходила мощная гонка вооружений между СССР и США, заокеанские противники изучали не только военно-технический потенциал Советского Союза, но и систему образования. В 1961 году в журнале «Тайм» вышла статья «Что читает Иван?», которая показала, что американцы проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

«Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8000 слов. Бумага дешёвая, зато проза – богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всём, от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины как взрослым. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей – Чехова, Тургенева, Горького.

Ученик советской школы заканчивает четвёртый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник всё ещё занимается по «базовому» учебнику со словарным запасом менее 1800 слов...» – пишет «Тайм».

Простая арифметика показывает, что в те годы школьная программа СССР являлась вполне конкурентоспособной и была нацелена на интеллектуальное развитие ребенка, даже несмотря на неизбежную примесь пропаганды.

 

6b34c76fc2e9674d9a7bf8b00f45b73a

Колмогоровский проект VS «обучающая машина»

Многие до сих пор ностальгически вспоминают о советской системе образования как об одной из самых сильных в мире, и небезосновательно. Помимо качественного всеобщего среднего образования, в СССР была блестяще налажена работа с одарёнными детьми. Эта система развилась из идей математика Андрея Колмогорова и физика Исаака Кикоина, которые участвовали в реформе советского математического образования, находившегося в шестидесятые годы в глубоком кризисе. Учёные участвовали в создании специализированных физико-математических школ для детей, проводили олимпиады, издавали специальную литературу и т. д. Слава легендарного Колмогоровского проекта жива до сих пор, и во многих странах (кроме страны-изобретателя) эти идеи взяли на вооружение.

По всей стране создавались спецшколы и интернаты, к научному творчеству привлекали талантливых детей, живущих вдалеке от ведущих научных центров. Одарённые школьники могли общаться со сверстниками примерно того же уровня развития и прогрессировать, не получая подзатыльников за то, что они «ботаники». В дальнейшем ребята поступали в престижные вузы. Благодаря этому своя интеллектуальная элита появлялась по всей стране, даже в небольших городах.

Проект не требовал больших затрат. Государство выделяло небольшие дотации, и на эту сумму организовывались базовые лицеи во всех губернских центрах. Подобные спецшколы вырастали не на пустом месте, а создавались уже на базе действующих образовательных учреждений. В них концентрировались лучшие умы региона – талантливые педагоги и молодёжь. Учителя разрабатывали методики преподавания важнейших школьных дисциплин, наиболее удачные идеи потом тиражировались в обычных школах, то есть система быстро приносила свои плоды.

Сегодня же правительство выделяет баснословные суммы на разработку компьютерной системы, которая будет учитывать всех одарённых детей. Однако проект Министерства образования не берёт в расчёт многих принципиальных вещей. Например, «обучающая машина» никогда не заменит личности живого преподавателя, поскольку в процессе обучения происходит не только передача знаний, но и воспитание школьника. Одарённые ученики также будут лишены плодотворной среды, которая подталкивала бы их к дальнейшему развитию. Скепсис и насмешки менее мотивированных сверстников легко могут отбить у талантливого ребёнка всякое желание быть особенным. Кроме того, неизвестно, будет ли информационная система продолжать работу, как только закончатся многомиллиардные вливания.

 

20160901 zaf bg3 162

Творцы и потребители

Суть современной реформы российского образования лучше всего сформулировал бывший министр образования Андрей Фурсенко. По мнению чиновника, школы и вузы должны готовить не творцов, как в советское время, а квалифицированных потребителей. Так сказать, не по рылу каравай был.

«Идеология образования осталась той же – мы должны готовить творцов. А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам», – заявил Фурсенко на встрече с ректорами технических вузов в Череповце.

Это при том, что современный мир стремительно меняется, и чтобы страна могла успешно конкурировать в экономике будущего и сфере инноваций, о которой правительство ведёт столько разговоров, школа должна провоцировать творческий подход, а не ответ на шаблон. Ребёнок с детства должен обучаться предприимчивости, лидерству и навыкам самостоятельного поиска знаний и ответов на свои вопросы. В «Стратегии 2020», принятой несколько лет назад, ясно указывается, что образование должно соответствовать «инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России», однако на практике всё выходит совсем по-иному.

 

А была ли реформа?

Сама реформа школьного образования оставляет странное ощущение её отсутствия. Кажется, что все изменения сводятся к урезанию финансирования и формально-документальным актам, не задевающим подхода к обучению.

Согласно Федеральному государственному стандарту образования, выпускник школы должен обладать такими компетенциями, которыми владеет не всякий профессионал. Школьник должен выпуститься с уже сложившимся мировоззрением, навыками проектной деятельности, безупречным знанием мировой политики и иностранных языков, правовым и географическим мышлением, уметь интерпретировать произведения разных видов искусства и так далее по обширному списку.

На деле же шестикрылые серафимы оказываются троечниками-недоучками. Так, например, в 2015 году около двадцати процентов выпускников не смогли перешагнуть минимальный порог по математике. Отметим, что для получения удовлетворительной оценки школьнику предстояло ответить на элементарные вопросы из серии: «Сколько пятирублёвых сырков можно купить на двадцать рублей?»

Реквием по образованию: что происходит с российскими школами

Введение ЕГЭ также негативно сказалось на умении школьников писать сочинения по русскому языку. Проблема экзамена в том, что чем более индивидуализирован текст ученика, тем сложнее, дольше и неудобнее его проверять и соотносить с другими, поскольку это нетехнологично. Из-за единого экзамена потерялась установка на более сложное выражение себя. Вкупе с целым рядом других причин это влечёт череду последствий, вплоть до незнания детьми многих слов, что становится препятствием к чтению классической литературы. А по всем прочим предметам, по которым нет обязательного ЕГЭ, люди просто перестали учиться.

О снижении качества российского образования говорят также данные Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), проводимого раз в три года и оценивающего знания пятнадцатилетними школьниками математики и естественнонаучных дисциплин, а также умение читать и понимать текст. Если в 2000 году российские учащиеся заняли 27 место (из 57 стран), в 2003 – 32, то в 2006 сместились на 37 место. В 2012 году Россия заняла 34 место, опередив США всего на два пункта. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиатские страны, в том числе Китай, Южная Корея и Япония.

В США и Великобритании результаты исследования назвали свидетельством провала образовательной политики. Российские власти, напротив, остались вполне довольны итогами тестирования, несмотря на сигнал о деградации рядового школьника.

 

Идти в учителя стало непрестижно

Снижению уровня школьной подготовки могли способствовать несколько факторов. Как показал тест PISA, грамотность школьников, живущих в городах-миллионниках, на порядок выше среднего значения по России, а в отдельных испытаниях выходит на уровень, заметно превышающий средний балл по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития. Это свидетельствует о проблемах внутристрановой дифференциации качества образования.

Кроме того, на уровень преподавания не может не влиять низкая зарплата учителей при большой загруженности и необходимости вести отчёты за каждый час, проведённый в школе. Из-за этого всё больше сильных педагогов уходят в сферу частного репетиторства, решая таким образом денежные проблемы.

Реквием по образованию: что происходит с российскими школами

Согласно результатам всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в 2016 году, в условиях сложной экономической ситуации в стране снизился престиж профессии учителя, выйдя на уровень 2008 года. Так, 37 процентов граждан считают профессию учителя однозначно непрестижной, а 42 процента уверены, что учительство не позволяет полноценно жить в материальном плане.

При этом работу учителей в стране в целом 34 процента опрошенных оценивают выше среднего, 41 процент – удовлетворительно. 62 процента респондентов, имеющих детей и внуков школьного возраста, довольны их преподавателями. Только 14 процентов считают, что большинство школьных учителей сегодня не справляются со своими обязанностями. Несоответствие профессиональным требованиям чаще всего связывают с низким уровнем зарплат, большой нагрузкой, а также отсутствием необходимой квалификации, опыта и личной незаинтересованностью в работе.

Общее состояние сферы образования в стране россияне сегодня оценивают также, как и 8 лет назад: скорее средне (48 процентов) или неудовлетворительно (31 процент). О том, что в сфере образования дела идут хорошо, убеждены только 14 процентов россиян.

Школа – система громоздкая и ещё какое-то время будет существовать по инерции, несмотря на организационные пороки. Всегда были дети, которые хотят учиться и педагоги, которые стараются, несмотря ни на что. Однако простые чиновничьи трюки, вроде необходимости подогнать сложную образовательную жизнь под шаблоны и нормативы, постепенно загоняют работников образования в состояние непрерывного трепета. Запуганный и заваленный бумажной работой педагог вряд ли будет изобретать инновационные образовательные подходы и опекать талантливых учеников. Сколько смогут выдержать энтузиасты – покажет время.

Яна Монголова

Фото: Globallookpress

 

Понравилась новость? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

добавить на Яндекс
Рейтинг@Mail.ru