Маловодье-2015: эксперты разбираются в проблеме дефицита воды Печать
17.05.2015 20:45

волгоград волга

Не за горами лето, а значит, в некоторых регионах приближается дефицит воды. Для страны, которая обладает одними из крупнейших запасов влаги в мире, ситуация немыслимая. Тем не менее, с водой сейчас происходят перебои даже на Волге.


Отмечается, что перебои с водой уже пошли в Белгородской и Курской области. А, между тем, на юге воды не хватает постоянно. Не успело начаться лето, как разразился дефицит в Калмыкии, а под Новороссийском начало пересыхать водохранилище Неберджай, которое в своё время не смогло сдержать затопление Крымска. В связи с чем в нескольких районах города воду сейчас включают на три часа утром и три часа вечером. Привычное регулярное водоснабжение планируют восстановить не раньше осени. К августу вполне вероятны масштабные перебои с водой на Северном Кавказе, где в засушливые месяцы буквально нечем поливать поля. Проблемы могут возникнуть и на Урале, в Екатеринбурге и Челябинске.
А в это время местные жителями наблюдают и обмелевшую Волгу – бассейн реки занимает треть европейской территории России, а её дельта в Астраханской области раскинулась на 68 тысяч гектаров, то есть фактически территория отдельного региона или даже небольшой европейской страны.
По словам экспертов, в 2014 – 2015 годах запас снежной влаги в европейской части страны оказался на 30% меньше обычного, весной воды пришло только 70% от нормы. Вдобавок она распределилась неравномерно, если на Каме всё в порядке, то на Волге начался дефицит. В апреле в верховьях пришлось на четверо суток останавливать Угличскую ГЭС, чтобы накопить воду в водохранилище.
Судоходная глубина Волги – четыре метра, перебои начались еще в прошлом году в августе и сентябре, когда проход судов пришлось вести по особому графику, раз в четыре дня. А по прогнозам этого года, ситуация будет ещё сложнее. – Уровень воды в дельте Волги постоянно падает – в результате она мелеет и разрастается. За 50 лет площадь её поверхности выросла в 5 раз. При этом средняя глубина уменьшилась на 2,5 метра, а за последние десять лет – ещё на один метр, – комментирует старший научный сотрудник НИИ «Гидропроект» Сергей Гвоздев.
Специалисты приводят такой пример: сейчас от верховий Волги до Каспийского моря корабли добираются в 10 раз дольше, чем до строительства гидросооружений. А единственным рукавом, где еще могут пройти крупнотоннажные суда, остался Бахтемир, да и там корабли сидят на мели. Уже в 2006 году из-за резкого падения уровня воды в районе Нижнего Новгорода и Астрахани пришлось ограничить проход судов – доступная осадка не более 2,8 метра. Значит, самые распространённые корабли типа «Волго-Дон» с осадкой до 4,5 м пребывают не у дел. Правда, капитаны «выкручиваются», снижая чуть ли не в 2 раза нагрузку кораблей – по подсчётам Волжского пароходства, общий годовой недогруз в границах Волжского бассейна составил 70% и достиг 600 тысяч тонн.
Что делать? Во-первых, как наперебой объясняют эксперты, на Волге давно пора углублять дельту реки, по предварительным данным, на это потребуется 2–3 миллиарда рублей ежегодно в течение 8–10 лет. Для бюджета деньги посильные – для сравнения: сейчас на содержание объектов водного хозяйства по всей стране тратят более 20 миллиардов рублей в год, в основном на укрепление берегов и очистку дна.
Во-вторых, давно пора заняться другими крупными водными артериями, так, нужно обновлять систему водохранилищ и каналов. Возводить новые Беломоро-Балтийские пути нет необходимости – в советское время в европейской части страны построили достаточное количество гидросооружений. Их вполне хватает для нужд большинства городов, но за системой каналов необходимо следить, хотя бы чистить от ила и грязи. Особая проблема – старые каналы, построенные для нужд сельского хозяйства: – По сравнению с советскими временами мелиорация запущена, поля орошают в 10 раз меньше. Каналы зарастают, оборудование уходит на металлолом, – говорит замдиректора Института водных проблем РАН Михаил Болгов.
В-третьих, даже в самых засушливых краях часто есть неистощимый источник вод, при этом довольно качественный. – Из-за этого получается, как во Владивостоке. Город питается из водохранилища. Но раз в 10–12 лет тайфуны обходят его стороной – и оно мелеет. Начинаются перебои с водой. Только недавно местные власти начали выделять деньги на строительство подземного водозабора – а до того жителям приходилось терпеть перебои, – рассказывает Михаил Болгов.
В 2015 году государственный бюджет профинансирует 12 строек и 56 ремонтов крупных водохранилищ. В Калмыкии и Дагестане несколько гидросооружений построят с нуля, на юге России – реконструируют. Кроме того, чиновники обещают отремонтировать 2,4 тысячи малых гидроузлов, а некоторые стройки уже начались. К примеру, строят низконапорную плотину в Омске – водоснабжению города мешают заграничные соседи. Сначала воду из бассейна Иртыша разбирают в Китае, а что не успели – высасывают в Казахстане. В результате в жаркие месяцы насосам не хватает буквально нескольких метров уровня воды.
В целом, неоспоримо хорошо, что чиновники разбираются с гидропроблемами, обидно, что для надёжного обеспечения водой всей страны запланированных работ, как ни крути, недостаточно. А ситуация чуть ли не с половиной гидросооружений остается на самотеке

Константин Гурдин, «Аргументы Недели» №17

 

Понравилась новость? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

добавить на Яндекс
Рейтинг@Mail.ru