Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования Печать
14.04.2010 17:48
13 апреля 2010 года в зале заседаний Волгоградской областной Думы состоялась видеотрансляция парламентских слушаний комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию на тему: "Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования".

В просмотре и обсуждении приняли участие заместитель председателя Волгоградской областной Думы Николай Чувальский, депутат облдумы Юрий Береснев, заместитель председателя комитета по образованию обладминистрации Наталья Улитенкова, мэр города Волжского Марина Афанасьева, представители органов исполнительной и законодательной власти муниципальных образований области, руководители Волгоградского государственного педагогического университета, образовательных учреждений области, профсоюзы.

Заслушав и обсудив доклад Комитета Государственной Думы по образованию и выступления, участники парламентских слушаний отмечают, что система педагогического образования, являясь составной частью системы образования России, выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования, специального образования, а также начального и среднего профессионального образования.

За последние годы законодательство в области образования и вся система российского образования существенным образом изменились. Стало обязательным среднее (полное) образование, введен Единый государственный экзамен, реализуется переход на новые федеральные государственные стандарты. Проведены информатизация всех общеобразовательных учреждений, их подключение к Интернету, повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования информационных технологий.

Как отметили участники парламентских слушаний, прошедшее десятилетие четко высветило новые вызовы, вставшие перед страной: построение новой инновационной экономики, основанной на знаниях, создание информационного общества, переход к глобальной конкуренции образовательных систем. Все это привело к формированию новой образовательной политики. В соответствии с ней должна быть проведена модернизация системы педагогического образования, и в первую очередь ее нормативной правовой базы.

В своих выступлениях участники слушаний обратили внимание на необходимость преодоления ряда системных проблем, которые препятствуют позитивным изменениям в системе педагогического образования. Прежде всего, к ним относятся отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Слабой остается материально-техническая база многих педагогических университетов, недостаточным уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.

В числе проблем - наличие противоречий между сегодняшним содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. В настоящее время налицо низкая эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональная разобщенность. Наблюдается снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.

По мнению участников видеоконференции, целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

В числе главных задач модернизации педагогического образования обозначены:

совершенствование содержания и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;

оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, активизация форм сетевого взаимодействия;

научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования;

разработка и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих совершенствование статуса педагога.

Участники парламентских слушаний отметили, что успешное решение этих задач невозможно без усиления консолидации действий федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации системы педагогического образования в России, включения в этот процесс всех заинтересованных в повышении качества педагогического образования участников - учащихся, педагогов, родителей, потенциальных работодателей.

В завершение работы видеоконференции участники парламентских слушаний приняли рекомендации. Их основные пункты нацелены на содействие в реализации Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части правового обеспечения модернизации системы педагогического образования, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда лиц, получивших среднее профессиональное и высшее профессиональное образование по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля.

Конкретные пункты рекомендаций адресованы Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки, Министерству культуры, Комитету Госдумы по образованию, Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Совету по педагогическому образованию, Российской академии образования.

Отдельный блок рекомендаций парламентских слушаний касается деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Им в частности, рекомендовано:

1. Принять меры по совершенствованию региональной правовой базы нормативного финансирования образовательных учреждений, в том числе в части создания условий для повышения квалификации педагогических работников.

2. Рассмотреть возможность усиления мер социальной поддержки выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве в образовательные учреждения по педагогическим специальностям.

3. Провести модернизацию системы повышения квалификации работников образования, обеспечив непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, учет индивидуальных потребностей работников, введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования.

4. Принять меры по совершенствованию деятельности методической службы органов управления образованием с использованием принципов сетевой организации и маркетинга.

5. Содействовать организации педагогических практик студентов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.

Комментируя итоги парламентских слушаний, посвященных вопросу правового обеспечения модернизации системы педагогического образования, прозвучавшие предложения, заместитель председателя Волгоградской областной Думы Николай Чувальский отметил: «Впервые Госдума проводит подобные парламентские слушания в режиме видеотрансляции, и это способствует увеличению числа участников просмотра и обсуждения проблемы, а также большей эффективности проводимого мероприятия.

Модернизация образовательных учреждений и самой системы образования очень важна и своевременна. Сегодня учитель – не просто преподаватель в определенной отрасли знаний, он является еще и психологом, наставником ребенка.

Исходя из прозвучавших выступлений и обозначенных проблем, нам хотелось бы, чтобы более эффективно работала система образования Волгоградской области. Видеоконференция очень своевременна. Депутаты областной Думы внимательно проанализируют все доклады, материалы и принятые рекомендации, и мы намерены в Год учителя совместно с органами исполнительной власти провести подобную конференцию в области. Нужно изучать и заимствовать положительный опыт работы, имеющийся в других регионах», - подчеркнул Николай Чувальский.

В числе проблемных вопросов современного образования - малокомплектные сельские школы. «Что с ними делать, как наиболее эффективно строить их работу? Эти вопросы не могут решить ни муниципалитеты на местах, ни регионы. Они могут быть решены только на федеральном уровне. И пути решения этой все нарастающей проблемы надо искать сейчас, так как без сохранения школы «умрут» населенные пункты в российской глубинке», - убежден вице-спикер.

«Система привлечения молодых специалистов без значительных государственных вкладов также не сможет сформироваться, - считает парламентарий. - Необходимо решать вопросы предоставления жилья, льгот по коммунальным платежам, увеличения размера оплаты учительского труда».

Много лет проработав в системе образования, Николай Чувальский не понаслышке знает все проблемы жизни, быта и труда сельского учительства.

Как отметил парламентарий, нехватка педагогических кадров в стране и нашей области происходит во многом из-за низкого престижа учительского труда в обществе, недостаточного размера заработной плате. Получающий 4,5 тысяч рублей в месяц молодой специалист не сможет достойно существовать на эти деньги. А учитель должен быть образцом для ученика – красивым, умным, образованным.

Отдельной проблемой обозначил Николай Чувальский недостаток мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. «Сегодня многие из действующих детских садов остаются на плаву за счет родителей посещающих их детей. Отсутствуют меры господдержки системы дошкольного воспитания, нет федеральных программ их восстановления и развития, конкурсов, грантов. Модернизация системы образования должна проводиться в комплексе от детского сада до высшего профессионального учебного заведения. Пока такой отлаженной системы в стране нет. На уровне регионов без реальной финансовой поддержки федерального центра существующие проблемы решаться не будут.

По итогам изучения материалов парламентских слушаний, проведенных Госдумой, депутаты областной Думы намерены поддержать учительство региона, тех в большинстве своем скромных тружеников, работающих от души, и делающих все возможное, чтобы ученику было хорошо. Но нужно нам, чиновникам, говорить о них как можно громче», - сказал в заключение Николай Чувальский.

Источник:
Пресс-служба
Волгоградской областной думы
www.volgoduma.ru







 

Понравилась новость? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

добавить на Яндекс
Рейтинг@Mail.ru