Лизинговая компания «А лизинг», входящая в автохолдинг «Агат», поднимает ставки по действующим контрактам. В среднем размер платежей повышается на 9%. Соответствующее уведомление компания рассылает своим контрагентам, обязывая их подписать допсоглашение в срок до 5 мая.
«28.02.2022г. произошло значительное повышение ключевой ставки Центрального банка России. Уведомляем Вас об изменении условий по действующему Договору лизинга. Направляем вам соглашение с измененными условиями на согласование. Просим Вас подписать два экземпляра и направить в наш адрес не позднее 05 мая 2022г», – отмечается в сопроводительном письме.
Об инициативе лизинговой компании повысить ставку по контракту предприниматели узнали непосредственно перед праздниками, что само по себе исключает возможность перекредитоваться или задействовать иные финансовые механизмы, которые позволили бы оптимизировать собственные расходы.
В своём письме «А лизинг» ссылается на условия договора, согласно которому лизингодатель имеет право в одностороннем и внесудебном порядке изменить размер лизинговых платежей при изменении ставки рефинансирования Банка России более чем на 1,5 процентных пункта.
В феврале 2022 года ЦБ действительно повысил ставку с 9,5% до 20%. К середине апреля ставка постепенно начала снижаться и сначала составляла 17%, а к 29 апреля, то есть именно в тот момент, когда предприниматели начали получать уведомления о повышении цены, ЦБ принимает решение о снижении ставки до 14%.
«Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать, что создало условия для снижения ключевой ставки. Последние недельные данные указывают на замедление текущих темпов роста цен за счет укрепления рубля и охлаждения потребительской активности. Сегодняшнее решение Банка России наряду с действующими правительственными программами льготного кредитования поддержит доступность кредитных ресурсов в экономике и ограничит масштаб снижения экономической активности. При этом денежно-кредитная политика сохранит необходимое дезинфляционное влияние», – сообщает пресс-служба Центробанка.
Редакция направила редакционный запрос группе компаний «Агат», однако там от каких-либо комментариев отказались. При этом, по словам предпринимателей, опрошенных «СоцИнформБюро», изменение платежей по действующим контрактам лизинга может являться своего рода рейдерским захватом имущества. Так, предприниматель Павел Дергачев в беседе с редакцией отметил, что своими действиями лизингодатель фактически вынуждает его платить больше, либо возвращать технику, которую финансовая организация примет и реализует по завышенной цене, поскольку стоимость автомобилей выросла кратно.
– В момент получения нами соответствующего уведомления о повышении платежей ставка ЦБ действительно составляла 17%, однако через 2 часа Банк России заявил о снижении сразу на 3 пункта. Таким образом, мне не совсем понятна логика финансовой организации. То есть теперь, за всю технику, которую в рамках развития своего производства я приобрел по лизинговым контрактам, я должен платить на 10% больше. При этом это «больше» кратно превышает действующую ставку ЦБ РФ. Лизингодатель здесь не оставляет мне выбора, я либо отказываюсь от договора лизинга, и тогда транспортные средства будут возвращены, либо плачу повышенный тариф. Рыночная цена автомобилей выросла в среднем на миллион рублей. Таким образом, получив назад автомобили, «А лизинг» сможет перепродать их по более высокой цене, нежели продал мне и извлечь из этих сделок сверхприбыль. Чем не рейдерство?», – комментирует Дергачев.
О грядущем изменении ставок для клиентов из-за резкого увеличения ставки рефинансирования заговорили месяц назад. Соответствующий прогноз был опубликован газетой «Ведомости». По данным издания, в ближайшее время на этот шаг решатся как минимум «ВТБ лизинг», «ПСБ лизинг» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Не исключили повышения ставок также «Росбанк лизинг», однако здесь заверили, что изменений подписанных контрактов и тех, по которым поставка техники уже произошла, не будет. Представитель Промсвязьбанка уточнил, что «пересмотр будет только по контрактам с плавающей ставкой».
СоцИнформБюро запросило ведущих игроков рынка, среди которых «ПСБ», «Альфа-лизинг», «Открытие», «РГС-банк», однако там от комментариев отказались. При этом в компании «CARCADE» (входит в группу Газпромбанк лизинг) сообщили, что никогда не задействовали и не планируют применять механизмы по пересмотру действующих ставок. По словам гендиректора «Каркаде» Дмитрия Чернышева, организация работает без каких-либо ограничений и продолжает финансировать бизнес.
«Лизинговая компания CARCADE исторически не использует инструменты пересмотра ставок по действующим договорам лизинга и не планирует это делать. Клиенты, имеющие договоры лизинга, продолжают без каких-либо изменений вносить платежи по согласованному ранее графику в указанном размере. Мы всегда ответственно относились к репутационным рискам, а эффективное управление маржой позволяет компании гармонично абсорбировать процентные риски по действующим обязательствам.
CARCADE работает без каких-либо ограничений и продолжает финансировать бизнес. Как и прежде, заявки обрабатываются в рабочем режиме, а ставка на лизинговое удорожание ориентирована на рынок и не превышает ключевую ставку ЦБ, что позволяет подобрать индивидуальные параметры финансирования всем клиентам», – комментирует Генеральный директор ООО «Каркаде» Дмитрий Чернышев.
По данным Национального рейтингового агентства (НРА), в 2021 году Южный федеральный округ стал лидером в России по темпам роста совокупного лизингового портфеля (показатель ЮФО — 62%, по сравнению с январем — декабрем 2020 года). Общий показатель по российскому рынку НРА оценило в прошлом году в 5,6 трлн руб., долю ЮФО — в 4,7%. Таким образом, общий объем портфеля лизинговых компаний в южных регионах России превысил 263 млрд руб. В своем исследовании эксперты агентства оценивали рост рынка лизинга в 2021 году на уровне 30%. Такой динамике способствовало восстановление экономического роста: ВВП России в прошлом году увеличился на 4,6%. Это на 0,4 п.п. больше прогнозов Минэкономразвития. Свою роль сыграло и увеличение инфляционных ожиданий, отметили в НРА.
Экономист Глеб Чигарев отмечает, что в нынешних условиях, когда, с одной стороны, на рынке колёсной техники продолжает формироваться дефицит предложения, а с другой – пока еще действует непривычная российскому потребителю ставка ЦБ, пересмотр контрактов позволит лизинговым компаниям получить заново в оборот некое количество исправной техники и за счет этого повысить операционную прибыль.
– Финансовые организации просели так же, как и все. Несмотря на то, что за первый квартал 2022 года лизинговый портфель вырос на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, количество переданных машин снизилось на 43%, а совокупный объем нового бизнеса сократился на 21%, выручка падает. А равно падает и прибыль. Сейчас легковые автомобили и коммерческий транспорт не только дорого продается, по сравнению даже с началом текущего года. В ряде случаев нечего продавать. Лизингодатель здесь с радостью заберет обратно автомобиль, поскольку он уже получил некое количество арендных платежей за него, и сможет выставить его на продажу по более высокой цене, нежели продавал изначально. Невыгодно это только предпринимателю, который остается без средств к производству. Но у него есть выбор – либо перекредитоваться, либо платить повышенный платеж, – считает Чигарев.
Председатель комитета по аграрной политике и земельным отношениям Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов отмечает, что поднятие ставок по существующим кредитным договорам ведётся вопреки указаниям президента страны Владимира Путина. При этом политик отмечает, что аграрный сектор, на который в условиях санкций приходится серьезная нагрузка, и без того испытывает трудные времена.
– 28 февраля наш национальный лидер Владимир Путин призвал обеспечить сохранение всех кредитных ставок, указанных в договорах, после увеличения ключевой ставки до 20%. В то же время Центробанк неоднократно заявлял о том, что повышение ставки – вынужденная и, главное, временная мера. События прошлой недели это в очередной раз подтвердили, когда ставка была зафиксирована на отметке в 14%. Что касается лизинговых компаний, безусловно, в короткой перспективе они смогут извлечь определенную выгоду, но конкуренция на рынке этих услуг высокая, и в долгой перспективе такое рискованное поведение поставит под вопрос само существование таких компаний. Ситуация в экономике стабилизируется и всё идет к тому, что в ближайшее время она и вовсе нормализуется, и что будет с компаниями, которые действуют вопреки политике нашего президента и государства, я думаю, объяснять не нужно. Со своей стороны я внимательно подключусь к проблеме и не допущу, чтобы были нарушены права аграриев, которые в рамках развития отрасли приобретали новую технику все последние годы, – заявил Ефимов.