Счетная палата выяснила, куда уходят деньги на жилье для детей-сирот

По поручению президента России, коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года». В распоряжении «Социнформбюро» оказались материалы этой проверки.

Как отметили в Счетной палате, результаты данной проверки таковы, что пока еще рано говорить о решении проблемы обеспечения жильем детей-сирот. Результаты, полученные Счетной палатой, таковы:
– численность детей–сирот, состоящих на учете в качестве нуждаю-щихся в обеспечении жилыми помещениями, за 2014-2015 гг. выросла на 15,4%, то есть на 1 января 2016 г. она составила 229,82 тыс. человек;
– численность детей–сирот, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась на 20,9%. На 1 января 2016 г. эта группа составила 140,24 тыс. человек или 61% от общей численности детей–сирот, состоящих на жилищном учете;
– численность детей–сирот, обеспеченных жилыми помещениями, уменьшилась на 1,38 тыс. человек или на 4,8%, тогда как в 2015 г. было обеспечено 26,91 тыс. человек, а в 2014 г. – 28,29 тыс. человек.
«Мы видим, что темпы обеспечения жилыми помещениями детей–сирот не соответствуют темпам роста численности нуждающихся в обеспечении жильем. В результате задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не снижается. Анализ ситуации, складываю-щейся в 2016 году, также не позволяет прогнозировать тенденцию снижения задолженности перед детьми-сиротами. На 1 июля 2016 г. задолженность сложилась в отношении 142,2 тыс. детей-сирот, или 62% от общей численности детей-сирот, включенных в список», – сообщил аудитор Коллегии Владимир Катренко.

Куда уходят средства…
За 2014-2015 гг. на жилье для детей-сирот было потрачено 67,5 млрд рублей, из которых 14,7 млрд – средства федерального бюджета (21,8%), 52,8 млрд – средства региональных бюджетов (78,2%).
«Социнформбюро» получило от Счетной палаты данные, согласно которым в 2014 году средствами федерального бюджета на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями распоряжался Минфин России, а в 2015 – Минобрнауки. Проверка показала, что субсидии регионам перечислялись Минобрнаукой позже срока, предусмотренного в заявках. В результате в первом полугодии 2016 г. перечислили лишь 1,8 млрд рублей, тогда как заявлено было 5,3 млрд рублей. Также необходимое финансирование за счет собственных средств региона в 2014 году не обеспечено в четырех субъектах на сумму 170 млн рублей, а в 2015 г. – в одном регионе на сумму 31 млн рублей. Исходя из этого, Счетная палата подготовила уведомление в Минфин о применении бюджетных мер принуждения.
Счетная палата сообщила корреспонденту «Социнформбюро», что на 2015 год субсидии регионам рассчитывались без учета уровня расчетной бюджетной обеспеченности. То есть 38-ми регионам объем выплат был завышен, а 47-ми – занижен. Таким образом, общая сумма отклонений составила 18 млн рублей.
Стоит отметить, что неиспользованные за 2015 год средства возвращались в 2016 году в доход федерального бюджета. Их сумма составила около 526 млн рублей. В 2014 году в федеральный бюджет вернулось более 570 млн рублей. В целом же по России, в соответствии с оценкой Счетной палаты, потребность регионов в средствах для погашения задолженности по обеспечению жильем детей-сирот составляет более 142 млрд рублей.

Без суда жилья не жди
Проверка Счетной палаты показала, что, прежде всего, надо вносить поправки в закон. Был выявлен целый ряд недостатков, касающихся нормативного регулирования. Так, например, нет единого подхода к формированию первичного списка детей-сирот, которых должны обеспечить жилыми помещениями на муниципальном уровне, и списка, кого необходимо обеспечить жильем в целом по региону. Также нет установленных сроков формирования единых списков, на должностном уровне этот процесс не контролируется, не налажено взаимодействие между ведомствами. Кроме того, обновленная информация, касающаяся включенных в списки детей-сирот, предоставляется несвоевременно и некачественно. И это далеко не все недостатки нормативного регулирования.
Подобные недочеты приводят к тому, что дети-сироты, которые были в списке в одном муниципальном образовании, затем переехали в другое и вновь обратились в орган местного самоуправления, могут получить жилье дважды. Получается, что нельзя считать достоверными данные о численности детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также информацию о необходимых объемах бюджетных средств для удовлетворения этой потребности. Проверка показала, что получить жилье без судебного решения детям-сиротам практически невозможно. Это касается всех регионов. Более 95% жилых помещений даются именно по решению суда. По данным ФССП РФ к 1 июля 2016 г. количество неоконченных исполнительных производств, касающихся предоставления жилья детям-сиротам, составило 21 563.

Комфортное жилье? Не, не слышали…
Сам факт предоставления жилья детям-сиротам не говорит о том, что они смогут жить в комфортных условиях и впредь не столкнуться с серьез-ными проблемами. Проверка Счетной палаты выявила, что предоставление жилья происходит с многочисленными нарушениями законодательства. Так, например, в Смоленской области на 209 жилых помещения, относящихся к специализированному жилищному фонду, отсутствовали технические паспорта и заключения об их соответствии предъявляемым требованиям. Кроме того, в специализированном жилом фонде области оказалось 10 квартир, приобретенных за последние три года, но до сих пор не предоставленных детям-сиротам, а еще 5 помещений даже не включены в фонд. А тем временем сумма на приобретение этих помещений составила более 15 млн рублей.
По информации, предоставленной «Социнформбюро», в 80 регионах с 2014 года по настоящее время из 69,45 тысяч жилых помещений, 77 были признаны непригодными для проживания. Часть помещений оказалась недостаточно качественной и требующей ремонта, поскольку это жилье приобретались на вторичном рынке жилья в многоквартирных домах 1948-1972 годов постройки. Нередко детям-сиротам предлагают жилье в поселках со слабо развитой инфраструктурой и проблемами с занятостью населения. Все в той же Смоленской области для детей-сирот приобрели жилье в поселке Пронино, где такие объекты социальной инфраструктуры, как школы, сады, аптеки, поликлиники совсем отсутствовали. И как в таких условия жить молодому человеку, у которого, по сути, нет никакой помощи и поддержки? Несмотря на это, дети-сироты редко отказываются даже от такого жилья.
Фактический срок ожидания жилья для детей-сирот составляет в среднем по России 5-7 лет с момента исполнения ребенку 18-ти лет. Однако у нас в стране есть случаи, когда ожидание длилось более 20 лет. Например, проверка Счетной палаты установила, что в 2014 году в Кемеровской области получили жилье люди, из списка детей-сирот 1973 и 1975 годов рождения, а на учете они стояли с 94-го и 96-го годов, соответственно!

По результатам проведенной проверки, Счетная палата приняла решение направить информационные письма главе государства, в Правительство РФ, представления в Минобрнауки, а также в области, где были выявлены грубые нарушения и несоответствия. Кроме этого, будет направлено обращение в Генпрокуратуру.
Несомненно, и абсурдные ситуации, и цифры, говорят о том, что необходимо принимать меры, хотя бы для того, чтобы с каждым годом ситуация с жильем для детей-сирот не усугублялась. Об улучшении пока говорить сложно, однако надежда на «свет в окошке» теплится в сердце каждого ребенка, имеющего право на собственное жилье.

Анастасия Красновская, Москва
Специально для «Социнформбюро»