Авторынок в ближайшее время ждет дефицит легковых автомобилей популярных брендов и комплектаций. Эксперты сходятся во мнении, что многие автомобили исчезнут из свободной продажи, например, уже сейчас один из самых продаваемых автомобилей – дизельный Renault Duster – практически не найти в салонах.
Введение западными странами расширенных санкций усугубило состояние авторынка, пребывающего в глобальном кризисе комплектующих из-за нехватки полупроводников. Сейчас, на протяжении последних двух месяцев рынок продемонстрировал рост цен, который, по словам экспертов, в обозримом будущем не остановится вне зависимости от колебаний курса рубля.
По данным сервиса Авито.Авто, за последний год цена на автомобили абсолютно всех категорий повысилась в среднем на 55%. Популярные у населения автомобили сегмента масс-маркет, куда относятся автомобили группы Ваз, Hyundai, Renault, KIA взлетели в цене от 28% до 47%. ЗА последние 2 месяца, цена увеличилась на 13% в среднем. При этом по завышенным ценам торгуются не только новые, но и подержанные автомобили.
«Средняя стоимость автомобиля с пробегом в Волгограде по итогу марта составила 700 000 рублей. За месяц она выросла на 4,5%, а за год – на 55,6%. Новый автомобиль в среднем обойдется жителю Волгограда в 2 525 900 рублей, что на 13,8% дороже, чем в феврале 2022 года и на 51,6% дороже, чем в марте 2021 года», – отметили в пресс-службе Авито.
Согласно статистике, стоимость нового автомобиля Hyundai Solaris в настоящий момент начинается от 1,7 миллиона рублей. На вторичном рынке стоимость аналогичного 5-летнего авто колеблется в интервале от 750 до 950 тысяч рублей, в зависимости от состояния и комплектации. Эксперты утверждают, что в условиях продолжающегося санкционного давления, перебоях с поставками, а зачастую и полной невозможности ввезти автомобили на территорию России, в перспективе нас ждет дальнейшее увеличение цен.
Ситуацию усугубляет не только разрыв логистических цепочек, но и ценовая политика зарубежных автоконцернов. Так, к началу апреля в России ряд популярных автокомпаний резко подняли цены на машины. Подорожание затронуло Hyundai, Kia, Volkswagen, Skoda, Mitsubishi , Toyota, Genesis и Cadillac. Речь идет о рекомендованной розничной стоимости, указанной в прайс-листах производителей. У дилеров цены на машины могут быть существенно выше, при этом наценки на популярные модели могут достигать 1 млн руб. Одновременно целый ряд брендов просто убрал все прайс-листы со своих сайтов. Среди них – Chery, Changan, Haval, Geely, Jeep, Peugeot и Skoda.
По словам директора по продажам одного из холдингов в Волгограде Владислава Козубина, рост цен – это неизбежная мера, на которую вынужденно идут продавцы автомобилей
«Когда мы поняли, что цена будет расти, а автомобили заканчиваются, мы максимум денег вложили в склад. Машины сейчас есть, а вот что будет с поставками – совсем не понятно. Многие автопроизводители уже обозначили, что до конца года ничего не будет. В лучшем случае поставки возобновятся в четвертом квартале. Цена вырастет, а автомобили будут в дефиците.
Контракты на поставки автомобилей заключались и в феврале, и на протяжении марта. Несмотря на то, что обязательства с нашей стороны были выполнены в полном объеме, свыше 80% автопарка до нас просто не доехало. В частности, за первые 11 дней апреля мы получили 25 автомобилей. Для сравнения, за аналогичный период 2021 года, когда мир вовсю сотрясал кризис с поставками полупроводников, мы получили 210 автомобилей», – рассказывает эксперт.
Ряд собеседников агентства, на условиях анонимности рассказали агентству о том, что те дилеры, которые вложились в закупку автомобилей в начале года, сейчас намеренно придерживают автомобили, и продают ограниченное количество машин в месяц, пользуясь тем, что розничная стоимость неуклонно растёт.
Автоэксперт Денис Рябцев в интервью корреспонденту «СоцИнформБюро» заявил, что кризис на авторынке будет носить затяжной характер, и покупателям новых авто не стоит рассчитывать на падение цены.
– Мы поддерживаем тесный контакт с дилерами и производителями автомобилей. Точных прогнозов сейчас никто не даёт, тем не менее, все собеседники сходятся во мнении, что пик увеличения цен не пройден. Сложно сказать, когда стабилизируются цены, но, учитывая плавающую динамику спроса, к этому времени на складах у дилеров просто закончатся новые автомобили, – считает Рябцев. – По самым оптимистичным прогнозам, этот дефицит сохранится как минимум до 2023 года. Не спасут от ухудшения ситуации на авторынке и автомобили из Китая – например, сейчас лишь около десятой части от всех продаваемых автомобилей – китайские, и полностью заместить потери и стать альтернативой у китайских брендов не получится, даже если они нарастят мощности вдвое.
Эксперт уверен, что в обозримом будущем на новых автомобилях будут ездить те, кто успеет их приобрести в ближайшее время.
– Для многих, особенно в регионах, новый автомобиль рассматривается как необходимость. Согласно статистике, пик приобретения новых автомобилей приходился на 2014-2015 годы. Тогда, как мы помним, возрос курс доллара и наблюдались существенные скачки цен. К 2022 году возраст этих автомобилей достиг или приближается к пороговым значениям, когда авто необходимо менять. Я сейчас имею в виду предстоящие плановые ремонты, когда надо заменить большое количество расходников. Учитывая, что цены на запчасти также стремительно растут, владельцы 5-летних машин, пока есть возможность, пойдут сдавать их в трейд-ин, лишь бы пересесть на новые машины. И дилеры, доля продаж подержанных машин у которых растет из года в год, будут вынуждены создавать максимально выгодные для этого условия, – добавляет Рябцев.
Ко всему прочему Рябцев отмечает, что сейчас происходит своего рода нагрев рынка, но перспектив для отката назад мало.
– Допустим, подержанный Volkswagen Touareg стоил в 2018 году до 4 млн рублей, а сейчас многие продавцы просят за него почти 9 млн. Потребитель, видя такой взрывной ценник, на эмоциях пытается купить автомобиль, вызывая ажиотажный спрос и тем самым стимулируя рост цен еще больше. Существуют и другие примеры: мы недавно столкнулись со случаем, когда человек купил новый BMW, а потом у него этот же дилер выкупил машину в полтора раза дороже – это позволило ему перепродать автомобиль в 2 раза дороже от первоначальной стоимости, – говорит Рябцев. – Такие спекуляции лишь усугубляют положение на рынке, но при этом демонстрируют, что новые автомобили не теряют, а лишь приобретают в цене.
– Так или иначе, – продолжает эксперт – покупать автомобиль сейчас, даже несмотря на высокую цену – выгодно: во-первых, на фоне постоянного роста цен, автомобиль не только не потеряет в цене сразу после покупки, как это было в докризисные времена, но и, вероятно, с течением времени даже подорожает. А во-вторых, это избавит владельцев от головной боли, связанной с ремонтом подержанного автомобиля в условиях отсутствия запчастей, на ближайшие 2-3 года. Однако очевидно, что приобрести новый автомобиль сейчас будет проблематично: машин в наличии осталось очень мало и дилеров способных держать цены на склад тоже.
Аналогичные прогнозы дают и специалисты Авито.Авто. Так, если у жителей страны в настоящий момент имеется потребность в приобретении нового автомобиля, лучше это сделать сейчас.
«Средние цены как на новые автомобили массового сегмента, так и на автомобили с пробегом в Волгограде продолжают расти. Влияние факторов, которые привели к росту средних цен на автомобили с пробегом, сохраняется, поэтому нет оснований ожидать дальнейшего снижения стоимости как иномарок, так и отечественных автомобилей.
Покупателю сейчас имеет смысл действовать, исходя из личных возможностей. Если есть потребность в приобретении автомобиля, то лучше это делать сейчас, не дожидаясь дальнейшего повышения цен. А вот если сейчас на рынке нет желаемой комплектации, то следует решить, что лучше – рассмотреть альтернативные модели в наличии, либо ждать нужную модель, заранее планируя более высокий бюджет», – сообщила Анастасия Параничева, менеджер по работе с ключевыми клиентами в Авито Авто.