В Москве дистанционно представили масштабный доклад об исторических фальсификациях в интернете

Пресс-конференция "Великая Отечественная война: манипуляции, фальсификации и информационные атаки"/PrtScr

7 мая в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция в онлайн формате, посвященная результатам исследования информационных компаний в социальных сетях, цель которых дискредитация подвига советских солдат в Великой Отечественной войне.

Авторы исследования из компании «Крибрум» представили доклад, согласно которому был выявлен ряд попыток «вброса» в российскую медийную информационную повестку «синтетических» материалов, извращающих реальные исторические факты.

«Понимая важность исторического наследия и национальной идентичности народа нашей страны, мы решили изучить, как происходит процесс распространения фальсифицированных фактов, манипуляций в социальных медиа, касающихся Великой Отечественной войны», – пояснил директор аналитического департамента компании, проводившей исследование, Артем Курицын.

Для своего исследования специалисты выбрали несколько наиболее популярных тем, в числе которых, так называемое «Победобесие», целью которого является дискредитация и трансформация Дня Победы, тема под заголовком «Нам нечем гордиться», включающая тезисы со смыслом: «Победа в Великой Отечественной войне – не повод для гордости», тема «Отождествления коммунизма и фашизма», тема «СССР – виновник начала Второй Мировой войны», центральное место в которой занимают манипуляции вокруг «Пакта Молотова-Риббентропа», и тема «СССР/Россия – оккупант».

Краткий отчет по исследованию “Крибрума”

В рамках исследования специалисты компании изучили все современные социальные сети, блоги, форумы, электронные СМИ на русском языке. Количество изученных сообщений по вышеуказанным темам превысило 4,7 миллионов, авторов – 1,3 миллионов. Рассматривался контент, опубликованный с 2014 года по настоящее время. Охваты исчисляются сотнями миллионов просмотров. По некоторым темам исследователи наблюдают линейный прирост.

Статистика прироста из доклада “Крибрума”

При этом выяснилось, что с 2014 по 2016 годы контент, уничижающий Великую Победу, распространялся в основном украинскими и российскими авторами в соотношении 43% и 41%, но с 2017 по 2019 годы лидирующие позиции стала занимать именно наша страна. Специалисты утверждают, что такой контент сначала производился и продвигался в зарубежном сегменте социальных сетей, а после попал в российский сегмент. Главными онлайн-площадками распространения они называют Twitter и Facebook.

“Импорт повестки” из доклада “Крибрума”

Из заключения специалистов следует, что за счет увеличения объёма негативного контента о роли России в Победе над фашизмом растет уровень «авторитетности» подобной информации. Таким образом, пользователей с либеральным мировоззрением и негативным отношением к истории России такая среда укрепляет в их взглядах, а пользователей, не определившихся во взглядах на историю ВОВ, особенно молодое поколение, такое постоянное воздействие втягивает в сферу негативного отношения к истории страны и празднику Победы.

Один из авторов исследования, российский предприниматель в сфере информационных технологий, ИИ и разработки программного обеспечения Игорь Ашманов считает, что в решении этой проблемы перенимать чужой опыт нельзя.

“Для нас Победа – это идеологический стержень. Это была битва «добра и зла», в которой мы победили. Нам нужно это сохранить. Для других стран это неважно, они стараются об этом забыть. Надо понимать, что молодежь сегодня руководствуется тем, что «загуглил», то и есть правда, «не заинстаграмил», значит ничего не было. Это приводит к тому, что управлять и манипулировать молодежной аудиторией очень просто. Нам надо понимать эту среду. Нам нужны «чистые источники», например, своя электронная энциклопедия, а не Википедия”, – пояснил Ашманов.

При этом участники онлайн пресс-конференции сошлись во мнении, что количественная оценка того, как именно влияет подобное насыщение манипулятивным контентом на ментальную сферу граждан РФ, требует отдельного исследования, но ясно, что оно оказывает своё негативное действие.

Добавим, что в ходе встречи, неравнодушные к этой теме волгоградские журналисты  предложили исследователям объединиться, чтобы противостоять дальнейшей дезинформации. На днях они как раз презентовали проект «Сохраним Победу», целью которого является пресечение фальсификации истории, опровержение недостоверной информации о Великой Отечественной войне.