Сегодня в Волгоградской областной Думе состоялось первое заседание рабочей группы Экологического по ситуации строительстве третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу. Речь об участке, что должен соединить Ахтубинский и «танцующий» мосты.
Встреча, де-факто прошедшая в закрытом режиме, оказалось богатой на полемику. Как рассказали «СоцИнформБюро» участники дискуссии, несколько выступавших были очень эмоциональны, а глава областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Васильев даже услышал в свой адрес предупреждения о том, что лично он может «потом нести ответственность» в случае, если уникальной природе Волго-Ахтубинской пойме будет нанесен непоправимый вред.
Именно такие последствия вырисовываются из существующего проекта прокладки трассы. Напомним, в действующей редакции документация предполагает беспощадную вырубку 8 тысяч деревьев, в том числе почти 3 тыс. дубов. Растений для нашей климатической зоны нетипичных. Эко-активисты и местные жители дубраву, которую дорожники хотят уничтожить, называют реликтовой. Действительно, там есть немало деревьев возрастом 60-70 лет, при этом абсолютно здоровых. «Легкие» Волгоградской области легли на пути новой магистрали по весьма прозаическим причинам – проектировщики объяснили, что провели трассировку «как удобно», не соотносясь с условиями местности.
Общественность забила в колокола в начале года, когда выяснилось, что экологическую экспертизу проект строительства не проходил вовсе. Депутат областной Думы Александр Осипов обращался с запросами с просьбой предоставить документальные подтверждения экологической безопасности, но получал отписки. К ситуации подключилась региональная Общественная палата, активисты ОНФ, а также многочисленные местные жители. В адрес разных уровней власти написаны несколько писем с требованием разобраться в ситуации и не допустить уничтожения столь редкого для наших мест леса, под каждым из которых контактные данные и подписи сотен жителей.
Сегодня представители ОНФ заверили, что вопрос с этим строительством «непременно попадет к президенту и будет у него на контроле».
Первая реакция дорожников оказалось предсказуемой – изменять проект, например, проложив трассу по старой муниципальной дороге или просто сдвинув ее на полкилометра, они не готовы. По их словам, это потребует строительства дополнительных сооружений и огромного удорожания работ.
Однако бурный общественный резонанс все-таки вынудил дорожные ведомства пойти на диалог с общественностью. Руководитель Эксосовета и профильного комитета облДумы Ирина Соловьева возглавила также и рабочую группу, в которую вошли 18 человек. Помимо экологов и чиновников в нее вошли представители природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», Общественной палаты и ОНФ. Они и будут пытаться согласовать позиции – как именно реализовывать дальше инфраструктурный проект, попутно не уничтожив уникальную природу.
Соловьева подчеркнула, что группу собрали именно «по инициативе и в интересах граждан», чтобы те могли «реализовать свое право на общественный контроль».
Пока общественники смогли добиться только того, что обещанные компенсационные и восстановительные работы (высадка новых деревьев взамен утраченных) будут проводиться в Среднеахтубинском районе, а не где-то на другой территории региона. Кроме того, к следующему заседанию, которое предварительно запланировано на 22 сентября, обещают представить более подробную документации. Ее будут изучать специалисты, например, из числа членов Общественной палаты. Особое внимание не только трассировке, но и гидрологии –само по себе строительство тяжелой трассы с огромной бетонной подушкой может повредить циркуляцию подземных вод и вообще оставить всю пойму без воды. Гидрологической экспертизы проекта, вероятно, не проводилось вообще, по крайней мере, общественники уже несколько месяцев не могут получить в комитете транспорта ее копию.
К слову о финансах, которых дорожникам может не хватить, если проект переделывать. По данным, которые Александр Осипов получил по неофициальным каналам у лесников, последним были даны указания пометить все ценные с точки зрения древесины растения в зоне предполагаемой вырубки. «По скромным оценкам» речь, уверяет депутат, может идти только о древесине минимум на 100 млн рублей. Официальные власти, впрочем, эти сведения опровергают, несмотря на то что жители Волго-Ахтубинском поймы подтвердили «СоцИнформБюро» правоту депутата Осипова и даже предоставили соответствующие фото.
Осипов, кстати, в рабочую группу не вошел, но присутствовал на заседании как автор первых обращений и депутат регионального парламента. Известный в прошлом журналист и медиа-менеджер также высказал недоумение от очевидных, по его мнению, перекосов в информационном освещении ситуации.
– Используется такой ход, что везде в государственных СМИ таскают одну женщину и одного мужчину, которые рассказывают, почему нужна и важна дорога. А тысячи людей, которые хотели бы сказать, почему они против, их мнений нет. Сегодня опять их же привезли на Экосовет, где из СМИ пустили, как я понял, только одно наше доблестное ВГТРК. Это спланированное однобокое освещение оно не красит нас, – уверен Осипов.
В Экосовете пообещали изучать ситуацию «непосредственно на месте будущего строительства», при этом постоянно находиться на связи с жителями, которые смогут получить, по словам Ирины Соловьевой, «полную и объективную» информацию.
Член рабочей группы и Общественной палаты региона Вячеслав Черепахин подчеркнул, что группа рассчитывает «показать пример, как должны решаться подобные экологические вопросы».