В Госдуме идет работа над законопроектом, который обяжет правительство представлять в федеральном парламенте ежегодный государственный отчет о состоянии культуры
По версии авторов, этот доклад необходим для представления систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития.
То, что на культуру обратили внимание – факт, конечно, отрадный. Но кто скажет, как и в чем измеряется ее состояние? В количественных показателях? Проведено столько-то концертов, спектаклей, выставок, охвачено столько-то зрителей и так далее? Все же эта сфера не совсем точных наук. И зачастую количественный рост, к примеру, выпускников творческих вузов, на состоянии культуры никак не отражается.
Возможно, государственные мужи поняли: упадок нравственности и остаточное финансирование культуры – это следствие и причина. Осознали прямую связь улучшения культурной ситуации со снижением преступности, наркомании и других пороков в обществе. И подкрепившись аналитикой, хотят добавить финансирование тому или иному клубу или театру.
Общий материально-технический упадок здесь налицо. Экономика театра, клуба, библиотеки, музея – это не только зарплата, а способность планировать на перспективу. Сейчас она вообще не просматривается. Такие проблемы в первую очередь, связаны с остаточным принципом финансирования отрасли.
При обсуждении законопроекта глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин отметил, что государство должно расходовать на эту сферу, как минимум, 2 процента бюджета. Сейчас – это всего лишь 0,7 процента.
Деньги в бюджете найти можно. Создать больше специальных региональных и федеральных программ, ввести новые грантовые конкурсы, обязать спонсоров. Но поможет ли это?
Сейчас учреждениям культуры постоянно напоминают о доходности, о повышении валовых сборов и так далее. Может для столицы это и нормально. Но какие доходы может, например, приносить провинциальный театр?
Необходимо поменять приоритеты. Иначе средства уйдут в песок, а инициативы «улучшить и углубить» состояние культуры останутся декларациями о намерениях.
Например, надо наконец-то решить каким путем идти российскому театру – американским путем антрепризы или российским – сохранения репертуарного стационарного театра. Если первым, то ставить во главу угла проценты и продажи билетов, вторым – воспитательное, просветительское значение.
В советское время денег на культуру не жалели. И система преемственности, уважения к лидерам общественного мнения действовала. С начала 1990-х страна пошла по другому пути. Рыночная экономика коснулась всех сфер, кроме культуры. Деньги, пусть и не такие как хотелось бы, вроде выделяются, но худсоветы – отменили, а вместе с ними и профессиональный счет. Отрасль нуждается в реформах, в стратегии развития. Сейчас вопросов больше, чем ответов.