ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро», 28 августа 2009 г. – В России отмечают День, по выражению Владимира Ульянова-Ленина, «главного из искусств» – кино. Как живет кино в кризис? Кто и что смотрит в кинотеатрах? Об этом – волгоградский обозреватель Станислав БЕРГЕР.
В жестких условиях мирового финансового кризиса, народ, казалось бы, должен сэкономить на развлечениях и отказать себе в посещении кинотеатров. Лишний раз сходить на фильм – недешевое удовольствие. Вечером цена на билет достигает 150-200 рублей. Однако кинотеатры по-прежнему собирают большое число зрителей. А российские кинорежиссеры убеждены, что кризис только улучшит качество картин.
В Волгограде, например, большим спросом пользуются так называемые «свободные дни», когда молодые люди по студенческим билетам или школьники могут посмотреть фильм за пол цены.
Со зрителями проблемы нет, а как же развиваются дела по другую сторону экрана? Кино полнится страшными слухами. Съемки останавливаются, инвесторы выводят деньги из производства, на киностудиях закрывается один проект за другим. Продюсеры подсчитывают долги, режиссеры попадают в больницу, операторы подаются в частный извоз.
Но реальность пока от слухов отстает. Продолжают сниматься многомиллионные блокбастеры, запускаются новые, тоже недешевые проекты. Финансовый кризис еще почти не подействовал на инерционную махину кинопроизводства.
Зато посеял реальную панику. Карен Шахназаров, гендиректор студии «Мосфильм», опровергает известия о том, что кинопроекты в срочном порядке сворачиваются, отмечая что «У нас на Мосфильме обвала нет».
И даже наоборот. Шахназаров считает, что такое положение дел благоприятно для кинематографа: «У кризиса, у любого кризиса, есть и отрицательные, и положительные стороны. Так же, как человеческий организм борется и выходит из болезни, может быть, даже более здоровым, так и в кино, конечно. Очень много у нас появилось таких «мыльных» кинокомпаний, которые непонятно чем занимаются. Какие-то они проекты делают, которые потом даже никуда не выходят. Работают ради процесса, что называется. Наверное, в результате кризиса такие слабые компании будут уходить — и, наверное, это в определенной степени полезно. И хотя непосредственной связи тут я не вижу, но вполне может быть, что кризис улучшит качество российских картин». (www.openspace.ru)
Как отмечает «РБК.Рейтинг», мировой финансовый кризис, который, по мнению ряда экспертов, должен был внести свои коррективы и в продукцию «фабрики звезд», пока не заметен для рядовых любителей кино. Бюджеты многих фильмов продолжают оставаться на высоких уровнях, как, впрочем, и кассовые сборы.
"Трансформеры-2: Месть падших" стал самым кассовым фильмом мирового проката с начала 2009 года. Согласно данным BoxofficeMojo, начиная с 24 июня, картина собрала в прокате $672 млн. Из них около половины – в США. При этом бюджет фильма составил $200 млн.
Вторую строчку в рейтинге занимает фильм Рона Говарда "Ангелы и демоны", кассовые сборы которого в Северной Америке составили $131 млн., но за счет международного проката фильм заработал $470 млн.
На третьем месте пока находится сиквел "Ночь в музее" с мировыми кассовыми сборами в $377,7 млн.
В настоящее время единственным серьезным конкурентом "Трансформеров" может стать фильм "Гарри Поттер и принц-полукровка", премьера которого состоялась 15 июля.
На американском рынке конкуренцию "Трансформерам-2" уже составила комедия "Бруно" с британским комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли. В дебютный уикенд "Бруно" собрал $30,4 млн., "Трансформеры-2" в первый уикенд собрали $112 млн.
А как же в России, и в Волгограде в частности, обстоят дела с так называемым интеллектуальным кино? В прошлом году в Волгограде проходил арт-хаус-фестиваль «Кино без границ». В течение десяти дней настоящие любители «кино не для всех» имели возможность познакомиться с талантливым авторским кинематографом последних лет, уже отмеченным на престижных международных кинофорумах.
И всё бы ничего, если бы подобное событие получило достойное освещение в прессе, или хотя бы рекламировалось. Вести о подобных мероприятиях распространяются по принципу «сарафанного радио», и собирают, к сожалению, лишь ограниченный, малочисленный круг людей. Это, по мнению волгоградских экспертов, если не сознательно, то невольно препятствует расширению аудитории и продвижению талантливых работ в широкие массы.
Досье. День российского кино отмечается в России 27 августа. Праздник появился согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов.
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.
А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.
С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного. С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».