Ольга Васильева: «Главная задача сейчас – наполнить образовательные стандарты содержанием»

Новый российский министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Мероприятие прошло на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета и собрало более 200 филологов из разных регионов России и стран ближнего зарубежья, а также порядка 500 преподавателей русского языка и литературы из Волгограда и муниципальных районов области.

Ольга Васильева пообщалась с педагогическим сообществом, обсудив несколько болевых точек современного школьного образования, в том числе вопросы преподавания русского языка, сохранения педагогических традиций и воспитания молодого поколения. В процессе обсуждения министр высказалась о необходимости возвращения к «золотому канону» в школьной программе по литературе и среднему баллу по предмету как альтернативе ЕГЭ.

– Великая русская литература дает уроки нравственности, о которой мы постоянно с вами говорим: милосердие, доброта, ответственность, сострадание, любовь к ближнем. За последние несколько десятилетий мы отошли от золотого канона, – заметила Ольга Васильева. – Уже повзрослев, мы возвращались, перечитывали, снова припадали к тому или иному произведению, и сами же отодвинули от этого два поколения. Я считаю, что это большая ошибка, которую нужно решать. Это сложно, потому что сейчас забот очень много. Но это нужно делать. Допустим, мы сейчас возвращаем сочинение благодаря поручению президента. Я считаю, что через три года – это минимальный срок – мы получим право оценивать сочинения так, как это было всегда, а не в десять баллов, которые сейчас дают при его написании.

Министр рассказала, что получила много жалоб по поводу слишком большого количества учебников и не до конца выверенной школьной программы, отметив, что главная задача сейчас – наполнить все стандарты содержанием.

– На это очень мало времени. Потому что у нас сейчас нет содержания стандартов, у нас есть требования. Но компетенции, по-русски говоря навыки, не могут возникнуть на ровном месте. Нужно наполнить ГОСТы содержанием – это то, с чего мы сейчас начнем.

Второе – это курсы для старших классов, которые совершенно пусты. Они представляют собой рекомендации к действию – какому действию – не понятно. Я надеюсь на общественные организации, которых сейчас при министерстве – великое множество.

Меня также сильно интересует ситуация в начальной школе, особенное родное и внеклассное чтение. Для меня было большим откровением, что начальная школа имеет 405 учебников. Такое «проглотить» естественно не может никто.

Ольга Васильева высказалась по поводу необходимости создания единого образовательного пространства и качественной базы по каждому из предметов, заметив, что не против углубленного изучения и творчества.

–У нас есть отлаженный механизм историко-культурного стандарта. Я убеждена, что в стране база по каждому предмету – я не против углубленного изучения и творчества – должна быть у всех. Должны быть учебники общие и углубленные. Это будет очень сложно, я представляю реакцию педагогических коллективов, но нам нужно возвращать средний балл по предмету. Это единственное реальное противодействие натаскиванию ЕГЭ.

Кроме того, новый глава Министерства образования и науки РФ сделала акцент на важности гуманитарных предметов и общественно-полезного труда для формирования развитой личности, которая была бы конкурентоспособной по выходе из школы.

– Сейчас много говорят о воспитании. У нас прекрасное военно-патриотическое воспитание и традиции. Но воспитание нужно понимать всё-таки комплексно. Оно происходит постоянно, особенно на уроках гуманитарного цикла – русского языка, истории, литературы, географии. Мы должны говорить с ребятами о ценностных основах. Сейчас очень размыты понятия добра и зла, черного и белого. Сейчас молодой человек стоит перед трудным выбором. Поколения, которые были до нас, были более смелые в плане принятия решений, более подготовленные.

Я считаю, что нужно возвращать общественно-полезный труд, и он не должен сводиться только к электронным формам. Человек, выходящий из школы, должен быть не только духовно и интеллектуально наполненной личностью, но и уметь что-то делать руками, быть готовым к трудной реальной жизни и уметь хотя бы просто забить гвоздь. Виртуальная реальность не заменит приготовления пищи, утюжка, молотка. Принтер 3D ничего за нас не сделает, – констатировала Ольга Васильева.

Монголова Яна