Поворот не туда. Бюрократическая неразбериха может лишить людей целебного иловлинского источника

Поворот не туда. Бюрократическая неразбериха может лишить людей целебного иловлинского источника

Поворот не туда. Бюрократическая неразбериха может лишить людей целебного иловлинского источника
Фото:
Сероводородный источник. Иловля. Волгоградская область

Неожиданным противостоянием обернулась реконструкция федеральной автотрассы в Волгоградской области. Выяснилось, что в Иловлинском районе после модернизации дороги может оказаться недоступным популярный бальнеологический  курорт. Как получилось, что одно хорошее дело вошло в противостояние с другим, кто и на какой компромисс мог бы пойти и причем здесь Конституция России. Что нужно знать про скандал с сероводородным источником №6, и чем он может закончиться – в материале «СоцИнформБюро».

Как известно, российские чиновники, прикрываясь выверенными юридическими формулировками, способны оправдать практически любые свои действия. Недовольные, конечно, вправе кричать «караул». Результативность такой тактики фактически прямо зависит от активности общественников.

Жители Иловлинского района боятся потерять свой «маленький Кисловодск». О том, что всего в нескольких десятках километров от Волгограда  есть уникальный, да еще и благоустроенный целебный источник, известно многим. Неожиданным стало известие, что этот источник может перестать общедоступным.

 

Съезд общего пользования

На ресурсе Change.org Андрей Прошаков, гражданский активист, член  волгоградского регионального штаба ОНФ разместил петицию, в которой призывает «не дать отобрать у Волгоградской области и России уникальное место».

«Уникальность» в случае с сероводородным источником в Иловлинском районе не преувеличение. У источника №6 – таково его официальное наименование среди 7 известных в России ключей подобного типа – круглогодичная температура +24 градуса и доказанная данными лабораторных исследований эффективность при целом наборе хворей. От проблем с сосудами и желудочно-кишечным трактом,  до гинекологических заболеваний, диабета и даже болезней центральной нервной системы. При всех перечисленных недугах помогает принятие сероводородной ванны – нормализуется давление, улучшается кровоснабжение, в  том числе переферийное, активизирует сопротивляемость инфекциям.

Источник открыт еще в 1959 году, но в цивилизованный вид приведен только в 2013 году. Сделали нормальный подход к источнику, бассейн для принятия ванн, облагородили всю территорию вокруг. Регулярно убирают мусор, косят траву и так далее.   Это заслуга не властей, а предпринимателей, построившие рядом с источником автозаправку и мини-гостиницу с кафе.

Глава Иловлинского района Иван Гель открыто говорит: «с частниками была договоренность», которую они выполнили. Сделали на совесть, чем местных жителей даже удивили.

Когда построили бассейн, народ не верил, что в наше время в России,  кто-то столько вкладывал бы и бесплатно для народа. А туда пускают именно всех, а не только не одних клиентов, – рассказал чиновник «СоцИнформБюро».

Ночью шлагбаум на подъезд, правда, перекрывают, уточнил Гель, но исключительно, «чтобы молодежь не безобразничала».

Был случай, когда человек привез жену на инвалидной коляске, так они сделали ступеньку в бассейн в прямом смысле на следующий день. Это все знают, – приводит Гель показательную деталь.

В частной собственности небольшой участок земли – у физического лица его арендуют владельцы АЗС. Остальная земля относится к неразграниченной государственной собственности. По словам Ивана Геля, «это закреплено на публичной  [кадастровой] карте», причем проезд и земля вокруг «определены как территории общего» «не подлежат никакой застройке».

 

Дороги дороги

 

Андрей Прошаков забил тревогу, когда узнал, что подъезд к источнику от «московской трассы» не запланирован в измененной документации при реконструкции автодороги. Строительство новой бетонной трассы, выше современной более, чем на полметра, как выяснилось, не предполагает съезда к источнику,

В сентябре 2018 года ФКУ Упрдор «Москва-Волгоград» решили провести реконструкцию с частичным строительством участков дороги М-6 «Каспий» и реконструкцию автодорог Р-22 «Каспий» и  М-4 «Дон». На масштабный проект  выделили значительные федеральные средства – больше 6,8 млрд рублей. Соответствующий аукцион выиграло ростовское АО «СМУ-Дондорстрой».  Как это часто бывает при самых крупных процедурах, его предложение оказалось единственным.

«СМУ-Дондорстрой» компания крупная и известная. Ежегодная выручка около  3 млрд рублей, в том числе 3,72 млрд по итогам 2018 года. В реестре госконтрактов множество тендеров из разных регионов, включая особенную любовь к подрядчику в Нижегородской области. Там ростовчане выиграли конкурсов в общей сложности почти на 20 млрд рублей. Несколько прямо сейчас в исполнении. Причем два последних контракта заключены в мае нынешнего года. Оба – на 1,07 млрд  и 714,8 млн рублей – как водится, на безальтернативной основе.  Впрочем, нареканий по части качества работы к этому подрядчику никогда не было.

В Иловлинском районе делают 19,5 км дороги, в том числе и строительство четырехполосного участка трассы между хутором Кузнецов и станицей Качалино в районе того самого 909-го километра, где расположен съезд.  Здесь появится  бетонная дорога шириной от 14 до 19 метров с разделительной полосой. Кстати, будут построены два моста через реки Сакарка и Тишанка, а к ним и две транспортные развязки, обеспечивающие повороты  и связь с трассой хуторов Кузнецов, Фастов, Краснодонский и поселка Качалино.

А вот подъезда к источнику не будет. Хотя в первоначальной схеме, которую, как подтвердил «СоцИнформБюро» Иван Гель, согласовали районные власти, он был. В распоряжении редакции есть копия письма подрядчика в адрес властей, с приложенным планом реконструированного участка, где съезд сохранен.

Кстати, это подтверждают и в Упрдоре. «Пока данный съезд из схемы реконструкции не исключен и в настоящее время подъезд к объектам сервиса и источнику открыт», – уточняется в ответе управления на запрос «СоцИнформбюро». При этом дорожники обосновывают, что делать съезд они не имеют право. Дело в том, что письмо с проектом датировано июнем 2019-го, а то, что права на такое строительство у них нет, в Упрдор, похоже, окончательно выяснили позже.

В ФК «Упрдор «Волгоград-Москва» считают, что «указанный съезд является примыканием к объектам придорожного сервиса, а не дорогой регионального или муниципального значения, к которым при реконструкции мы были бы обязаны выполнить устройство съездов за счет средств из федерального бюджета».  В обоснование такой позиции приводятся два обстоятельства. Во-первых, в январе 2019-го Упрдор запросило у администрации Иловлинского района информацию о собственнике примыкания и подъездной дороги к федеральной трассе Р-22 «Каспий», на что «получило  соответствующие карты партнеров собственников объектов ООО «Аркон-Про» и ООО «Живой источник».

– Кроме того, в рамках проведения 11 марта 2020 года рабочего совещания у главы администрации Иловлинского района, сотрудниками администрации подтверждена информация об отсутствии у них прав на подъездную автодорогу, а также отсутствии ее в реестре муниципального имущества, – добавляет официальный представитель Упрдора.

Дорожники категоричны. Работы по реконструкции «рассматриваемого примыкания», уверены они,  это  «безусловная обязанность» владельца объектов сервиса.

Выполнение работ по устройству съезда за счет средств федерального бюджета будет являться нарушением норм действующего законодательства, а именно нецелевым использованием средств.

Знакомые с ситуацией пояснили, что собственно сооружение нового съезда с новой дороги обойдется как минимум в 6-7 млн рублей

 

Три веселых буквы

Частники никогда не отказывались от содержания дороги и съезда, но предположить, что их придется возводить заново, не могли.

Ибрагим Улубаев, фактический владелец того самого бизнеса (некоторые предприятия возглавляет его супруга, другие сын) рассказал «СоцИнформБюро», что съезд на самом деле ведет не к заправке, а к источнику. По его оценке, не больше 10% посетителей источника пользовались услугами кафе, а заправки и того меньше.

Они думают, что аббревиатура  АЗС уже дает деньги. Сейчас это далеко не всегда так. И если к источнику не будет дороги, то никакая заправка не нужна вовсе, – уверен Улубаев.

Кстати, сеть заправок семьи Улубаевых «Аркон-про», работающая во многих районах региона, это достаточно крупное предприятие. Годовая выручка больше 1,7 млрд рублей. Но финансовое состояние ежегодно ухудшается. По итогам 2018 года почти 14 млн убытков (против недавних 7-8 млн прибыли) и «дебиторка» свыше 244 млн рублей.

Улубаев напоминает: помимо его бизнеса, рядом с источником еще и ярмарка, «из тех, что губернатор велел везде в районах организовывать». На ней заняты  15-20 человек. Всего возле источника работает около 35.

Если они сделают, как они считают, по закону, то источник закроется. И у этих людей не будет работы, – констатирует Улубаев.

 

Активная переписка коммерсантов с властями всех уровней результата не дала. Впрочем, в Упрдоре заявляют, что заранее уведомили собственников «объектов сервиса» о предстоящих новых заботах, но те «проигнорировали сообщения». Иван Гель объясняет, почему в этой ситуации он фактически на стороне бизнесменов.

Не будь там источника, куда люди приходили десятилетиями, а просто гостиница и АЗС, вопросов нет. Кто держит, тот и должен хлопотать. А это практически место паломничества. Это для всех людей, включая очень многих проезжающих. И это съезд к землям общественного пользования, это однозначно. Это проезд общественного пользования. Его специально так на карте «вырезали».

 

Аргументация муниципального руководителя кажется логичной, но в правовом смысле не вполне корректна. По Земельному Кодексу отнесение к этим самым «землям общего пользования» вовсе не гарантирует, что за их сохранность автоматически отвечают власти. Общее пользование это лишь запрет препятствовать посещать эти территории всем желающим.

Управляющий Поволжской дирекцией Адвокатского бюро «ВЕГАС-ЛЕКС» Кирилл Никитин поясняет, что ключевое значение имеет правовой статус спорной дороги.

Дело в том, что вопросы распределения прав и обязанностей по-разному разрешаются в отношении дорог федерального, местного значения или примыканий к дорогам.  Соответственно, в первую очередь важно установить текущий правовой статус съезда, что позволит определить ответственного субъекта. Однако из позиций сторон видно, что вопрос является дискуссионным. Главным будет иметь анализ документов касательно статуса земельного участка, правовых оснований его использования, а также вопросы соблюдения правил и норм при строительстве дороги.

 

Эксперт добавляет, что вопрос все еще можно решить «полюбвно».

При наличии консенсуса, заинтересованные стороны вправе инициировать процесс изменения категории и статуса дороги. Если съезд получит статус, например, дороги регионального или муниципального значения, что видится вполне логичным, то обязанность по его содержанию ляжет на местные власти, а  у ФКУ «Упрдор Москва-Волгоград» появится легальная возможность нести необходимые затраты. 

 

Страшно далеки от народа

 Кстати, в Упрдоре говорят, что такой вариант был бы возможен, но оставляют решение в ведении самих коммерсантов и местных властей. Иван Гель называет такую позицию «несуразицей».

Да, этой дороги нас на балансе нет и не может быть. Это дорога не к населенному пункту, а просто в степь. А такого предложения, чтобы перевести в свою собственности, мы не получали, сколько писем не писали.   Если так ставить вопрос, то нужно оформлять, а на это уйдет больше года. Время уйдет, дорога пойдет своей чередой, и люди будут костерить нерадивую власть. Почему нельзя сделать по проекту, который мы согласовывали?  – недоумевает Гель.

 

Сопредседатель волгоградского реготделения «Деловой России» Андрей Куприков называет казус «типичным примером того, как чиновники среднего уровня саботируют заверения президента о содействии бизнесу».

По идее дорожники должны прийти сами и предложить: давайте подумаем, как грамотно разрешить вопрос, чтобы все работало. У нас с точностью наоборот. Называя вещи своими именами бизнес убивают, а заодно и рекреационную зону, при этом ссылаются на формальности, на законодательство. Готов  поставить миллион против рубля, что если бы это был бизнес, аффилированный с большим начальником, то не только дорогу сделали бы без вопросов, но и маршрутку туда пустили.

 

Куприков также сетует, что иногородним дорожникам «из Тамбова да Ростова» (головной офис ФКУ «Упрдор «Волгоград-Москва» в Тамбове  – прим. Ред). нет дела до жизни в Волгоградской области.

Раньше были у нас свои дорожники, свои проектировщики, таких вопросов не возникало. Сейчас они уничтожены. Думаю, что подключаться нужно на уровне вице-губернатора, потому что место такое нельзя бросать. Их немного, их надо развивать, делать центром притяжения, а не губить, – рассуждает Куприков.

 

Обращение Андрея Прошакова, кстати, адресовано именно администрации Волгоградской области. Но в том, что оно возымеет действие, большие сомнения. Районные власти уже писали вице-губернатору Валерию Бахину, а у собственников АЗС есть ответ от руководителя областного комитета дорожного хозяйства Анатолия Васильева. Текст его письма можно пересказать так: трасса-то федеральная и делает ее Упрдор. Мы, конечно, им ваше обращение перешлем и, пожалуй, больше ничем не поможем.

Политолог Сергей Вовченко отмечает, что подобные истории демонстрируют общий кризис властной системы. Чиновники, за редким исключением, «не идентифицируют себя с землей и людьми, а только с уровнем власти», поясняет эксперт.

Это легко решаемый вопрос в условиях нормальной демократии. Когда все зависят от голосов избирателей, то очень быстро находят общий язык, по крайней мере, по действительно общественно-важным проблемам. Вот и у нас нужно вернуть в действие основополагающее положение Конституции России. Там, если помните, сказано, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Если это будет практически соблюдаться, то все быстро станет на свои места, – уверен политолог.

Добавим, что Андрей Прошаков сдаваться не собирается.  Он, кстати, не только иловлинский фермер и гражданский активист, он личность известная далеко за пределами Волгоградской области. В декабре прошлого года на встрече общественников с президентом Владимиром Путиным, Прошаков предложил вернуть практику закупок школами, особенно в сельской местности, продукции у местных агропроизводителей.

«Конечно, я полностью с этим согласен» – ответил ему глава государства.

 

Читать volgasib.ru в