Раскрыты уловки агитаторов за и против поправок в Конституцию

globallookpress

Пропаганду против поправок в Конституцию в социальных сетях ведут боты и политические активисты, а за выступают проплаченные владельцы популярных групп. Такое заявление сделали эксперты «Центра исследований легитимности и политического протеста».

В социальных сетях вопрос о поправках в Конституцию вызвал широкий резонанс. В рунете появилось огромное количество ярых противников и сторонников изменений. В качестве аргумента последние заявляют освобождение от главенства международного права над национальным. Критики поправок в главный закон страны видят в нововведениях цель обнулить сроки правления нынешнего президента с целью захвата власти.

Специалисты «Центра исследований легитимности и политического протеста» попытались разгадать тайные способы завладеть сознанием электората — на какие уловки идут агитаторы? Эксперты изучили методы работы с избирателями в соцсетях как сторонников, так и противников новой Конституции.

Был проведен мониторинг пяти самых популярных у россиян социальных сетей — Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram и Twitter. Данные собирали с помощью программного комплекса «Демон Лапласа».

Так, больше всего публикаций касательно будущего голосования выявили на сайте Вконтакте — в сутки в этой сети публикуется больше 5 тысяч постов на тему Конституции, а количество комментариев доходит до сотен тысяч. На втором месте рейтинга числа публикацией — Twitter, за ним идут Instagram и Facebook. Реже всего поправки обсуждают в Одноклассниках.

— Мы ожидали, что лидером станет «Facebook» и «Instagram», как соцсети традиционного концентрирующие в себе протестный электорат. Но, видимо, голосования последних лет и проведение недавних акций протестов показали, что несмотря на то что в «Facebook» и «Instagram» электорат более политизированный и протестный, он так же имеет наименьший мобилизационный потенциал, по сравнению с другими сетями. Это очевидно заметили и политические аналитики, и технологи, которые не замедлили перенести основной удар пропаганды на «ВКонтакте», аудитория которой серьезно меняется в последние годы в сторону возрастания политического участия, — прокомментировал директор «Центра исследований легитимности и политического протеста» Евгений Венедиктов.

Чаще всего информация в социальных сетях появляется именно со стороны противников поправок в Конституцию. Главный инструмент пропаганды в таких аккаунтах — призывы поделиться информацией с другой под предлогом «иначе будет хуже». Призывы против в сети активно распространяют депутаты или популярные блогеры. Помимо этого, проводятся разборы смысла поправок и рассказывается о давлении на противников данных изменений.

А еще по результатам исследования стало известно, что источников агитации голосовать против поправок встречается в 3 раза больше, чем их оппонентов — 3 тысячи в сутки против 1 тысячи. Судя по количеству «кликов» и просмотров, выигрывают защитники изменений в закон.

Кроме того, было выявлено, что сторонники поправок распространяют информацию в группах, а противники работают на личных страничках. Вконтакте и Твиттер против изменений в Конституции агитируют накрученными ботами или спам-машинами с помощью репостов на стенах.

Удалось также выявить лидеров пропаганды в комментариях к постам — на 1 тысячу уникальных авторов этого контента больше у противников поправок. По информации исследователей, обсуждения идут чаще всего на региональных площадках. Эксперты «Центра исследований легитимности и политического протеста» сравнили сегодняшний раскол общества на тему поправок в Конституцию с расколами в Украине касательно евроинтеграции, а также противостояние религиозной и светской властей в Египте. В обоих случаях расхождения привели к сменам политических режимов.

— Именно раскола общества сегодня нужно стараться избежать всем участникам политических процессов. Они очень опасны для целостности государства, — отметил директор «Центра исследований легитимности и политического протеста» Евгений Венедиктов.