Телеканал Россия назвал изображение скульптуры “Родина-мать зовёт” мемом

24 ноября на телеканале Россия в программе Вести был показан сюжет под заголовком “Скандальный креатив: Родину-мать превратили в интернет-мем” о размещенных в столице рекламных плакатах с изображением Родины-матери. Телевизионщики заявили, что главный символ страны показан в странном ракурсе и сопровождается странным слоганом.

В сюжете говорится, что женщина с мечом на проспекте Мира то ли зовет на штурм остановки, то ли смотрит с укором на тех, кто её сюда “прилепил”. Главный символ Волгограда — прохожие узнают с трудом. Одни ничего страшного в этой трактовке не видят, но другие сильно возмущены. И далее ведущий программы обращается к прохожим с просьбой прокомментировать увиденное. Респонденты наперебой заявляют о недопустимости подобного ракурса изображения и осквернении памяти тех, кто положил жизни за нашу Победу.

“Странный ракурс, еще более странный слоган: “А вы это видели?” По задумке авторов, такое современное прочтение образа поможет привлечь туристов в город-герой”, – вещает ведущий.

Родина-мать — часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Архитектор Евгений Вучетич и инженер Николай Никитин увековечили здесь одно из самых кровопролитных сражений в истории — Сталинградскую битву. Директор музея-заповедника “Сталинградская битва” Алексей Васин дал свою оценку увиденному.

Скажу вам так: сама реклама мне тоже не нравится. Я считаю, что надо придерживаться того, что Родина-мать – это икона государства. Я бы таких избыточных вольностей не позволил бы при изготовлении этой рекламы, но материал, который был показан на телеканале – ничем не лучше! Такие подачи сталкивания мнений, такие акценты, на мой взгляд, не приносят ничего хорошего памятнику этому. Нужно понимать, повторюсь, что вы говорите об иконе, – отметил Алексей Викторович.

Председатель думского комитета по культуре, делам национальностей и казачества Александр Осипов в разговоре с корреспондентом заявил, что реклама вышла глупой.

Получилось глупо. В чем, собственно, глупость и она очевидна: дело в том, что Вучетич, когда ваял Родину-мать, он понимал, что образ будет в некоем комплексе рассматриваться. Тем более, он сам не подразумевал, что скульптура будет с мечом. Дело в том, что он вообще противник был меча в композициях своих. Но так получилось, что у него три меча: в берлинском Трептов-парке солдат, держащий на руках девочку, Родина-мать и композиция в Киеве. И последняя его, четвертая композиция, которая стоит напротив здания ООН – “Перекуем мечи на орала”.

Он старательно избегал вкладывать в руки оружие, поэтому сначала Родина-мать звала на бой без меча. Её лицо, её поза достаточно драматичны. Но если на Родину-мать смотреть снизу или издали – все-таки это скульптура более 80 метров высотой, то, естественно, это воспринимается, как будто Родина-мать действительно зовет. А этот ракурс, который показан на рекламном плакате – просто не должны видеть люди! Этот ракурс не подразумевался, как достижимый для взгляда зрителя. Этот ракурс известен, он есть на фотографиях. Но там он показан, как художественная работа, но никак не рекламный постер. И, конечно, прилепленное рядом ужасное облачко, на котором написано “А вы это видели?”, делает ситуацию совершенно глупой. Это какая-то многозначительность. Что имеется ввиду? Вы видели перекошенное лицо? Или это “облачко” – то, что восклицает это лицо?

Конечно тот, кто это придумал, обладает недостаточным художественным вкусом, вполне себе извращенным сознанием, потому что если он так представляет себе интерес к Волгограду и завлечь, таким образом, к нам туристов, то он совсем не представляет менталитет волгоградцев. С таким искаженным лицом мы не зазываем никого в гости.

Это не эстетично. Это неуважение к Вучетичу, к изобразительным формам, к памяти! Все плохо! Я не знаю, кто в Ростуризме за это отвечает, но это дурной вкус. И это дурновкусие надо искоренять! Не надо никого увольнять, не надо никого наказывать, надо просто поменять плакаты. Неужели у нас не найдется ничего, кроме искаженного лица Родины-матери?, – недоумевает Александр Владимирович.

В Агентстве развития туризма Волгоградской области на телевизионный сюжет отреагировали более сдержанно, заявив, что не вправе комментировать работу Ростуризма.

Мы не вправе каким-то образом комментировать работу Ростуризма. Мы ролик посмотрели. Слышали, какой комментарий дают представители Ростуризма и мы с ними согласны в той части, что это сделано в целях развития внутреннего туризма. То есть обмен информации между городами, – прокомментировали в Агентстве.

Между тем, большинство жителей России, которые посмотрели этот сюжет, считают, что ничего страшного в этих плакатах нет. Под видео телеканала россияне оставляют свои комментарии.

Я поняла, что они имели в виду: если вы этого не видели, вам надо попасть на эту историческую землю. Я нормально к этой рекламе отнеслась!

– Так это призыв приехать и увидеть! Весь русский народ должен хотя бы раз в жизни увидеть наш монумент, посвящённый стойкости всего русского народа!

Один из жителей Волгограда согласился с тем, что ракурс действительно не самый удачный. Однако он отметил, что его это не оскорбило.

Новости своеобразный хайп создают на ляпах рекламщиков. К монументу усы же не пририсовали, оскорбительных надписей нет. Города только не видно. А ведь Мамаев курган очень красив. И с его высот треть города можно увидеть. Не нужно играть на патриотизме и чувствах людей, господа репортеры, – считает волгоградец.

Напомним, по данным Национального туристического рейтинга Волгоград занимает лишь 27 место. Ростуризм сейчас продвигает внутренний туризм и один из городов, который вошел в программу – Волгоград. В настоящее время наш город, промышленность которого находится в упадке, как никогда нуждается в туристах. А скульптура Родина-мать, с какой стороны её не сними, все равно остается самым главным символом России и главной достопримечательностью Волгоградской области.

Надира Коннова
ФОТО: Скрин с видео программы на канале Россия