Президент США считает, что компьютерные игры для детей в жанре «шутер» (жанр игр, в которых геймер должен стрелять в своих врагов из оружия) имеют на них пагубное воздействие.
Дональд Трамп после серии недавних массовых убийств в США заявил:
“Мы должны прекратить прославление насилия в нашем обществе. Это касается, в том числе, кровавых видеоигр, которые теперь стали обыденностью. Сегодня трудным подросткам ничего не стоит окружить себя культурой, которая восхваляет насилие”.
Причиной столь резких высказываний стали события в городе Эль-Пасо, где 3 августа погибли 22 человека, еще 40 получили ранения, а на следующий день нападение было совершено на посетителей бара в Дейтоне. Жертвами стали девять человек, 27 пострадали.
После его слов общественность обрушилась с критикой на многие шутеры, включая такие известные игры, как Call of Duty и Fortnite. Инвесторы стали опасаться вкладывать деньги в компьютерные игры. Согласно данным агентства Bloomberg, серьезный урон был нанесен корпорации Activision Blizzard Inc., Electronic Arts Inc. и Take-Two Interactive Software Inc.
Алексей Шевченко, управляющий Cyberarena vlg сомневается в эффективности запретов компьютерных игр со стороны государства:
«Вообще, российскими законами предусмотрены ограничения на продажу и использование продукции несовершеннолетними детьми, сюда же входят и видеоигры, так что запреты, как таковые, уже есть и действуют. Другой вопрос: эффективны ли они, и будет ли эффективен “тотальный запрет”? Думаю, что нет. Проблему нужно искать в семейном и школьном воспитании, какого, на мой взгляд, не хватает, а процесс социализации современных детей протекает через улицу, либо не протекает вовсе и ребенок становится затворником, обиженным на весь мир».
Алексей Руженников, геймер с многолетним стажем считает, что проблема не в компьютерных игр, а всё зависит от самих людей:
«Это скользкая тема. На мой взгляд, не нужно ничего запрещать, прям вот тотально. Каждая игра развивает ребенка. Это может перерасти в нечто большее, чем просто игра. С другой стороны, считаю, что ничего плохого в этом нет. Конечно, нужно следить, чтобы ребенок знал меру. Доказано, что игры развивают мелкую моторику рук, дают новые знания в интересной форме. Жанры шутеры развивают реакцию. Многие навыки человека развивают компьютерные игры. Если они от них полностью отказаться, лучше от этого не будет. Если человек здоров психически, то никакие игры его не испортят. Если человек не здоров, игры здесь ни при чем».
Евгений Ефремов, член правления регионального отделения Федерации компьютерного спорта России склонен к той точке зрения, что Дональд Трамп просто недостаточно разбирается в данном вопросе:
«На данный момент киберспорт и видеоигры – несколько разные понятия. Видеоигры как вариант время препровождения необходимо ограничивать по возрасту, так как есть игры для взрослых и для детей. С киберспортом ситуация немного другая: у детей должно формироваться правильное отношение и восприятие (чтобы было понимание прежде всего того, что соревновательно – спортивная составляющая – самое главное в игре), и что некоторые элементы (такие как оружие, кровь и т.п.) – это просто часть игрового процесса, и не нужно переносить это из игры в реальную жизнь. Для этого должны быть определенные условия – центры для тренировок, контроль со стороны родителей и тренеров. Например, в Cyberarena есть возможность создать такие условия. Касательно высказывания мистера Трампа – я считаю, что в силу возраста и своей занятости у него нет возможности достаточно проанализировать данный вопрос и дать объективную оценку, поэтому он склонен к таким категоричным высказываниям. Однозначно, запрещать видеоигры для детей не стоит, т.к. они развивают многие полезные навыки: мелкая моторика рук, реакция, работа в команде, анализ ситуации и принятие ключевых решений, и т.д. Конечно, не стоит забывать, что все хорошо в меру, но это высказывание справедливо не только для компьютерных игр, не так ли?»
Дмитрий Головин, аспирант кафедры психологии факультета государственного и муниципального управления Волгоградского института управления не понимает, почему этот вопрос является проблемой:
«Игры нет смысла запрещать, и это невозможно в принципе. Смысла запрещать игры нет, так как взаимосвязь агрессивного «социально опасного» поведения и игр «шутеров», такая же, как и наличие отца алкоголика, внушаемости как личностной особенности или частый просмотр боевиков. Любые запреты только стимулируют интерес к предмету запрета. Основная опасность от компьютерных игр – это развитие цифровой зависимости, или цифровое слабоумие, но это неизбежная стадия развития общества».
Евгений Онищенко, медицинский психолог находится в изумлении от слов президента США:
«Дональд Трамп выступил за запрет «жестоких» компьютерных игр. Для меня это оказалось немного странным, ведь часть его бизнеса в прошлом так или иначе была связана с индустрией развлечений. Но, то, что произошло в США, конечно же, заставляет пересматривать свои взгляды. Запрет или ограничение на игры с явно жестоким сюжетом может дать необходимый обществу эффект, однако зло кроется не только в играх, в сети есть масса контента с проявлением насилия, жестокости. Те же самые новостные программы нам это постоянно транслируют. Смотреть на проблему надо шире, с разных сторон. Всемирная организация здравоохранения, например, совсем недавно, выступила с заявлением, что внесёт «игроманию» в перечень заболеваний, т. е., проблема эта изменит свой статус. Вот он комплексный подход. И с себя начинать, со своих поступков, ибо как гласят слова классика отечественной литературы: «Разруха не в клозетах, а в головах».