Центр исследования политического протеста, по заказу ИА «СоцИнформБюро», подготовил свежий мониторинг по установлению лиц, интересующихся и распространяющих в Сети интернет информацию о массовом убийстве в школе «Колумбайн», а также их прямом подражателе Владиславе Рослякове, устроившего теракт в Керченском училище 17 октября 2018 года.
Массовое убийство в школе «Колумбайн» — спланированное нападение двух учеников старших классов школы «Колумбайн» округа Джефферсон, штата Колорадо, Эрика Харриса и Дилана Клиболда на остальных учеников и персонал этой школы, совершённое 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего нападавшие застрелились сами.
Свежий сбор данных обусловлен задержанием в Волгограде 14-летнего школьника, который на протяжении долгого времени изготовлял дома взрывные устройства и «коктейли Молотова». По версии следствия, юноша планировал использовать СВУ и горючую смесь для теракта в учебном заведении. В настоящий момент ведется расследование уголовного дела по ч.1 ст.223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч.1 ст.30, пп. «а,е» ч.2 ст.105 УК (приготовление к убийству двух и более лиц общеопасным способом). Мальчику уже предъявили обвинение.
Согласно исследованию, проведенному Центром исследования политического протеста, на территории Волгоградской области в настоящий момент проживают по меньшей мере 75 человек, интересующихся темой «Колумбайна» и всего связанного с этим движением.
– Мы нашли меньше чем за сутки 75 человек из Волгограда, в аккаунтах которых содержатся ролики о массовом убийстве в США 1999 года. При этом обработано на данный момент 30% аккаунтов. То есть к окончанию мониторинга я ожидаю найти примерно в 9-10 раз больше пользователей из Волгограда, которые у себя на стенах и альбомах писали посты и публиковали ролики с убийством. – комментирует директор Центра Евгений Венедиктов. – Многие из них – пропагандисты по неведению, кто-то специально рекламирует насилие и убийства, являясь прямым фанатом Эрика Харриса и Дилана Клиболда, но есть и непосредственно убийцы – латентные до определенного часа, но готовящиеся к массовому убийству. У них, как правило, помимо роликов из США можно найти ролики с массовым убийством из Керчи, они подписаны на сообщества “Колумбайнеров” и слушают музыку “Суицидбойз” и “Скулшутер”, размещая у себя на аватарках фото убийц из “Колумбайна” или Керчи.
За 21 год, прошедший с момента массового убийства в школе “Колумбайн” произошло по меньшей 12 инцидентов, реализуемых последователями Эрика Харриса и Дилана Клиболда, 4 из которых в России.
Так, 3 февраля 2014 года ученик 10-го класса школы №263 города Москвы, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и взял в заложники своих одноклассников. Позже он оказал сопротивление прибывшим на место сотрудникам полиции, в результате сотрудник вневедомственной охраны был убит, а патрульный был тяжело ранен. Уговорил сдаться школьника родной отец. Позже мальчик был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.
5 сентября 2017 года пятнадцатилетний россиянин Михаил Пивнев, ученик ивантеевской школы № 1, пронёс в здание учебного заведения петарды, пневматическое оружие и тесак. Сначала он взорвал петарды, затем ворвался в кабинет информатики и произнёс фразы: «Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть» и «Я ждал этого три года». Ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову, произвёл несколько выстрелов в потолок, а затем выстрелил учительнице в голову. Одноклассники от испуга начали выпрыгивать из окон со второго этажа, трое пострадали при падении. Учительница выжила и с травмами головы была госпитализирована. Михаил не успел совершить самоубийство, его задержали правоохранительные органы. Ранее на своей страничке в социальной сети ВКонтакте он упоминал школу «Колумбайн» и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.
15 января 2018 в России, в городе Перми, в средней общеобразовательной школе, двое подростков ворвались на урок труда к преподавателю Шагулиной Наталье Васильевне и стали наносить ножевые ранения при учениках 4 класса. Когда дети попытались выбежать из кабинета, им тоже стали наносить удары ножом. Пострадало 15 человек. На страничке задержанного в социальной сети «ВКонтакте» были размещены клипы с упоминанием «Колумбайн».
17 октября 2018 произошел теракт в Керчи, в результате которого погиб 21 человек, еще 67 человек пострадало. Нападавший Владислав Росляков полностью скопировал сценарий убийства в школе “Колумбайн”, начиная от внешнего вида и используемого оружия, заканчивая локациями в учебном заведении, в которых и реализовал свой умысел. Задержать живым Рослякова не удалось.
Убийство в школе “Колумбайн” уже сейчас можно относить к своего рода суб-культуре. По мотивам преступления снято множество художественных фильмов, а также документальных произведений, где поминутно показана, как сама подготовка к нападению на школу, так и само преступление. Все эти видео и фото материалы находятся в свободном доступе, и как показывает практика, служат своего рода практическим пособием для лиц с нестабильной психикой.
Мнение:
Есть подростки неусидчивые, неуемные, гипертимные. В свое время мы исследовали колонию для малолетних преступников, психотипы этих детей. 78% малолетних преступников были гипертимны. То есть у них не было преступных замыслов. Но распад Союза, 90 годы, отсутствие организованной работы в детских коллективах сказались именно таким образом.
Сейчас другая тенденция. В сети Интернет есть так называемые злоумышленники. Конечно, это не новое. Этим занимались в разные века. Люди пытаются неокрепшую детскую психику деформировать. Так нарушались в том числе устои государства. Детско-подростковая популяция очень удобный материал для этого. В подростковом возрасте идет бурное течение, буйство гормонов. Это отрицание авторитетов, группирование со сверстниками, некоторая эмансипация, желание показать себя более взрослыми, эпатаж. Это особенности нейро-физиологии, нейропсихологии, детского населения.
Поэтому в сети интернет огромное количество работающих над этим, это определенная информационная война. Спасибо, что у нас в Волгоградской обрасти в Сети работает огромное количество волонтеров, кибер-дружина так называемая. Это и Роскомнадзор, силовые структуры. Я могу сказать, что здесь ничего нового не происходит, просто сейчас это невозможно скрыть. А такая категория детей и в 70-е годы, и 80-е была. Будучи детским психиатром, я могу сказать, что это всегда присутствовало в нашем обществе.
Во времена моего детства была организована работа в детских коллективах, нас учили быть членами общества. Все было в позитивно-конструктивном русле. К сожалению, сейчас взамен ничего не придумали. А детская психика как чайник со свистком: если он уже вскипел, то свисток вышибет. А куда выпускать пар ребенку? Сейчас время самоизоляции еще больше подхлестнуло детей обратиться к интернету.
10 лет мы вели исследование. За эти годы много детей получили лечение — амбулаторное и стационарное. На каждого ребенка с психическим расстройством (это тики, заикания, энурезы, речевые нарушения) приходится 4,5 соматических заболеваний. Получается, нет соматически здорового ребенка, если он не здоров психически, как и нет психически здорового ребенка, если он не здоров соматически.
Говорить, что есть отклонения — да. Отклонения в нормативно-психическом развитии обязательно присутствуют у каждого. У нас есть дети с первой группой здоровья. Их очень маленький процент — 1% в популяции. Это те дети, которые могут претендовать в космонавты. Всего 1%, а 99% имеют какие-то отклонения.
Главный вопрос в том, как использовать ту информацию, какой владеет специалист, работающий с ребенком. По определенным шкалам при анкетировании выявляются нюансы психологического благополучия и комфорта ребенка. Когда только начинался «Синий кит», у нас не было ни одного ребенка с суицидальной попыткой, который был под воздействием этой игры.
Часто внешне все в семье благополучно, отличные характеристики семьи приходят и на ребенка, но если поглубже поработать с семьей с ребенком, становится вполне очевидно, что очень много трудностей, сложностей во взаимопонимании, как супружеских, так и в отношении мать-ребенок. Всегда можно найти социальные факторы, влияющие на развитие ребенка и на его интересы и трудности. Не бывает все на равном месте.
Если семья с большим ресурсом семейным, то интернет становится другом и помощником ребенка.
Взрослый человек может отдифференцировать то, что модно. А подростки хотят выделиться. Один поет, другой отличник, кто-то спортсмен и весь обвешан медалями. Участие в подобных сообществах — своеобразные «достижения» некоторых детей. Они об этом рассказывают своим сверстникам. И криминальные наклонности никто не отменял. Это было спокон веков, трансформируется и видоизменяется только характер поведения.