Антимонопольная служба проверила заявления по росту цен на яйца в конце 2018 года на предмет монопольного повышения цен. Однако это не подтвердилось, а удорожание продукта вызвано работой посредников, а также объективными факторами.
В декабре 2018 г. в адрес антимонопольного ведомства поступил ряд обращений физлиц. Предметом заявлений стал рост цен на куриные яйца. Вместе с ними со стороны ФАС России пришло поручение – проверить поставщиков яиц на предмет повышения отпускных цен. Поводом для этого послужило обращение торговой сети.
Выяснилось, что в торговые сети поставляют яйца птицефабрики и хозяйствующие субъекты, которые перепродают фасованные яйца. При этом рынок поставки и реализации продукции одним субъектом РФ не ограничиваются. В ноябре-декабре 2018 г. рост цен составил около 30%, и это было обусловлено тем, что стоимость электроэнергии, горюче-смазочных вариантов и корма выросла.
Как сообщает пресс-служба Волгоградского УФАС, на розничные цены на яйца влияют и посредники, которые занимаются перепродажей яиц. В Волгоградской области есть две организации, которые осуществляют наиболее крупные объёмы реализации в торговые сети. Они в тот же временной период увеличили отпускные цены, сохранив при этом закупочную цену в декабре 2018 г. Однако посредники не входят в одну группу лиц.
Исходя из этого, с одной стороны, действия посредников подпадают под запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию. Но с другой стороны подобные договорённости допускаются, если участником юрлиц являются одно или несколько физлиц и, если сумма выручки таких организаций не превышает 400 млн рублей за последний год. Именно на основании последнего Волгоградское УФАС не может и не имеет оснований для принятия меры для антимонопольного реагирования.
При этом для сглаживания скачков цен для потребителей торговые сети стараются снизить торговую наценку в те моменты, когда закупочные цены резко растут. А с учётом, что динамика изменения цен в розничных сетях различная, то согласованных действий торговых сетей не было выявлено.