«Справедливая Россия» избавляется от Афанасьевой?

26 октября 2009 года в Волжском проходила инаугурация нового главы городского округа. Игоря Воронина сменила ставленница «Справедливой России» Марина Афанасьева. В региональной, и даже федеральной прессе это преподносилось как большая победа оппозиции. Были заинтригованы и жители города – спутника: судя по содержанию предвыборных прокламаций Афанасьевой теперь на них как из рога изобилия должны были посыпаться всяческие улучшения, послабления, и социальные блага.

Но спустя полтора года после триумфального вступления нового мэра в должность можно смело сказать – эти ожидания не оправдались. Мало того, в конце февраля в некоторых СМИ, со ссылкой на неофициальные источники появилась информация о том, что мэр Волжского Марина Афанасьева приостановила членство в партии «Справедливая Россия».

Симптомы непоследовательности свежеиспеченного главы города стали проявляться уже в первые месяцы правления. Вся предвыборная компания Афанасьевой была построена на критике действующей администрации. Делались и прямые намеки на коррумпированность команды Воронина, например, на рекламных щитах Марины Робертовны красовалась такая надпись: «Я борюсь не против «Единой России», я борюсь против воровства во власти». Но когда Афанасьева вступила в должность, выяснилось, что новый мэр не прочь попользоваться плодами кадровой селекции предшественника.

На своих должностях остались и первый зам Михаил Кубанцев (правая рука Воронина), и начальники управлений здравоохранения и образования Шульман и Резников, деятельность которых также подвергалась жесткой критике во время компании, и главный финансист города Уваров, и многие другие ключевые члены прежней команды. Логично предположить, что если злоупотребления были, то не без ведома этих людей. А значит, одно из двух – либо, оставляя их, Марина Афанасьева переступила через свои принципы, либо коррупция – не более чем измышления её политтехнологов. Скорее все-таки второе.

Ну а дальше пришел черед и других наработок прежней администрации, на которых можно еще долго зарабатывать политические очки. С торжествующим видом, перед фотографами, Марина Афанасьева подписывает грантовое соглашение с Международным банком реконструкции и развития (договаривалась команда прошлого мэра). Принимает поздравления по поводу годовщины волжского Многофункционального центра платежей, и распространения этого ноу-хау на всю область (раньше идею МФЦ «справороссы» буквально громили, считая эту структуру «лишним посредником» на рынке ЖКХ).

А осенью, когда в Волжском, на улице Мира, открывали новый физкультурно-оздоровительный комплекс, Марина Робертовна в присутствие министра Мутко сказала вдохновенную речь о развитии в городе спорта. Как будто не было в её предвыборной программе таких слов: " Сегодня, когда партия власти громко отчитывается о строительстве ФОКов, учителя с горечью смотрят на свои забытые и заброшенные угодья… На деньги, затраченные на строительство одного такого комплекса можно было бы отремонтировать по последнему слову все школьные спортзалы и площадки!".

Пиарясь на чужих заслугах, Марина Афанасьева не забывает списывать возникающие трудности на своего предшественника. Когда финансисты из областной администрации назвали экономическую ситуацию в городе-спутнике критической, и даже указали на возможность введения внешнего финансового управления, мэрия объявила, что всему виной кредитная политика прежнего руководства. Но вот почему за период нахождения Афанасьевой у власти Волжский, прежде лидировавший в региональном рейтинге эффективности управления спустился с первой строчки на четырнадцатую, новый мэр объяснить так и не смогла.

Хотя понять это можно легко. Средства по федеральным и региональным программам, в которых Волжский когда-то участвовал регулярно, «проедаются» муниципалитетом сейчас – новых нет и не предвидится. Кадровая текучка в администрации города приняла характер стихийного бедствия (увольняясь, люди открыто говорят о дезорганизации работы). Кроме того, осенью 2010г. была принята новая структура администрации, согласно которой у мэра появляется вместо прежних пяти семь замов, а многие отделы и службы попросту дублируют функции друг друга.

Еще хуже для команды нового мэра то, что весь год работы она рекордными темпами теряла тот стартовый рейтинг доверия, который позволил ей получить власть. Всему виной невыполненные предвыборные обещания, счет которых идет на десятки.

Так, в сфере ЖКХ предлагалось ввести отдельные лицевые счета для каждого дома, снизить расходы население на коммунальные расходы на 5-10% путем «применения современных технологий», обеспечить свободный выбор управляющих компаний (УК), дать жильцам реальную возможность самостоятельно определять размер оплаты труда в «своей» управляющей компании. Обещали создать и специальный орган, в чью компетенцию будет входить оказание консультативных и контролирующих услуг населению. «Ответственность за осуществление контроля над качеством оказания таких услуг должна взять на себя администрация города»: говорилось в предвыборной программе Афанасьевой.

Что же волжане получили в итоге? «Осенью 2010г. мне пришла квитанция на оплату горячего водоснабжения на сумму в 3579 рублей – говорит волжская пенсионерка Галина Сливина, – в графе объем и тариф стоят нули, вся сумма записана в графу корректировка, откуда я возьму деньги на такую корректировку, и главное с какой стати я должна что-то платить, если до этого все счета за горячую воду я оплачивала исправно?». Другая пенсионерка из Волжского Тамара Кириченко получила такую же квитанцию, но уже на сумму в 1526 руб., и таких людей по городу тысячи, причем суммы на счетах у всех разные. Причина подобного коммунального беспредела – счет, выставленный городу одной из ресурсоснабжающих организаций. Мэрия от решения вопроса самоустранилась и тихо перевела стрелки на управляющие компании, которые, не долго думая, взвалили долг на жителей. Причем, какими критериями руководствовались УК в определении сумм корректировки для разных жителей, толком объяснить не могут ни они, ни тем более администрация. Эта история продемонстрировала, что в реальности происходящее на рынке ЖКХ мэрия практически не контролирует.

Но это лишь единичный хоть и вопиющий случай. На практике из ранее обещанного пока не работает ничего. Нет ни чудесной консультативной конторы, ни индивидуальных «подомовых» счетчиков потребляемых ресурсов.

К сожалению, бита и главная козырная карта Афанасьевой, которую она разыграла на выборах мэра – озеленение. Для Волжского засыхающие повсеместно деревья одна из самых больных тем, и штаб «Справедливой России» это умело использовал в своей компании. Но оказалось, что озвучить проблему гораздо проще, чем её решить. Все обещания администрации по поливу насаждений этим летом провалились, ведь поливные сети восстанавливать не на что. Недолго думая, мэрия попросту переложила ответственность на плечи все тех же управляющих компаний, те устроили тихий саботаж, и очевидно, что такими темпами Волжский вернет себе статус «зеленого города» еще не скоро.

В социальной сфере дела обстоят не лучше. Обещали много, сделано до смешного мало. Например, предлагалось принять целевую программу по поддержке талантливых учеников и студентов. В статьях «СР» и Афанасьевой прямо говорилось, что бюджет должен оплачивать высшее образование одаренным детям с условием, то они вернутся работать в родной город. «Выделение таких «муниципальных» мест в институтах должно быть абсолютно прозрачным и гласным, находиться под контролем общественности»: сказано в одной из публикаций. Следует ли говорить, что нет и намека на выполнение этих революционных замыслов?

Предлагалось создать специальный орган контроля за очередью в детсады, и решить тем самым проблему «блата». Предлагалось «оказать волжским производителям такую поддержку, чтобы их продукция могла успешно конкурировать с привозной по цене и качеству». Предлагалось принять на законодательном уровне программу премирования за счет муниципалитета сотрудников милиции за раскрытие тяжких преступлений. «Наркопритоны перестанут существовать в течение одной недели, если опера будут знать, что за ликвидацию каждого получат 10 тысяч рублей!»: гласит предвыборная программа Афанасьевой и «СР». Предлагалось «реанимировать и начать финансирование народных и студенческих, казачьих дружин». Ничего из этого не выполнено.

Более того, по некоторым озвученным накануне выборов проблемам наблюдались очевидные ухудшения. К примеру, в комментарии для статьи «Алкоголизм захлестнул город» (Блокнот, № 25, 28.08.2009 г.), тогда еще кандидат Афанасьева заявляет: «Нужно существенно ограничить места продажи алкоголя… Открыть во всех микрорайонах и школах позабытые с советских времен подростковые клубы, спортивные секции». Так вот ни одного нового клуба минувшим летом не появилось, зато «шатровых» забегаловок с пивом стало явно больше.

Наступивший 2011г. для политиков и политтехнологов, прежде всего, год выборов в Государственную Думу. В этой связи возможный выход Марины Афанасьевой из партии «Справедливая Россия» скорее всего, нужно рассматривать именно в этом ракурсе. Официального заявления от главы города по этому поводу на момент подготовки материала еще не было, тем не менее это событие уже поспешили прокомментировать политики и политтехнологи партии «Справедливая Россия». Первые в лице Михеева сделали это достаточно корректно, вторые в лице блоггера Носкова не скрывали радости.

Радость эсеровских пиарщиков вполне понятна. Партия в лице Афанасьевой фактически избавилась от ненужного предвыборного балласта. Зачем «Справедливой России» действующий мэр, ведь на нем лежит ответственность за работу всех городских структур. Хвастаться эсерам в этой связи в Волжском особо нечем, из предвыборных обещаний Афанасьевой выполнено очень мало. Зато можно опять разгуляться критике, которая, как известно излюбленный конек партии Михеева в регионе. Да и единороссы больше не попеняют на город-спутник в котором эсеровского экономического и антикоррупционного социального чуда не произошло и не произойдет.

Александр Текучев.