Эпидемия COVID-19 в России еще не достигла европейских масштабов в эпидемиологическом смысле, но экономические последствия, вызванные пандемией, могут ударить по российскому бизнесу едва ли не сильнее, чем по зарубежным коллегам. В нашей стране к вирусу добавилась турбулентность, вызванная падением цен на нефть и длительная стагнация в экономике, спровоцированная международными санкциями после воссоединения с Крымом.
Кто уже потребовал от государства помощи, какой она будет, кого власти, скорее всего, бросят на произвол судьбы и чем это обосновано – разбиралось «СоцИнформБюро».
Разные сегменты отечественного бизнеса вступили в жесткую конкуренцию за государственную поддержку в период экономической нестабильности.
Несмотря на то что карантинные меры в России пока не столь жесткие, как в странах ЕС, российский бизнес от карантина, паники, падения производства в Китае, а также стремительного подорожания валют по отношению к рублю, уже терпит убытки. В случае развития негативных прогнозов, по некоторым оценкам, страна может уже в ближайшие месяцы лишиться трети предприятий малого и среднего бизнеса. Еще столько же смогут выжить только в режиме жестких самоограничений – оптимизации всех процессов, сокращении всех непроизводственных расходов и массовом увольнении персонала.
От самолетов до бургеров
В первую очередь, под удар попадают сфера услуг, включая развлекательную индустрию, общепит и, в меньшей степени, торговля. Разумеется, и «скорую помощь» первыми потребовали именно они. Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев отмечает, что уже существующая реакция оправдана. Как и то, что предпринимаемые меры пока не носят системного характера, а направлены на помощь наиболее пострадавшим сегментам.
– И целенаправленные субсидии, и снижение фискальной нагрузки пока касаются только отдельных отраслей, в то время как в Европе предпринимаются шаги, касающиеся всех без исключения отраслей, форм бизнеса и размеров предприятий. Мы же живем в государстве, где значительная часть экономики принадлежит государству, так или иначе связано с государством или обслуживает его интересы. Неудивительно, что целевая помощь в такой ситуации касается корпораций, имеющих стратегическое значение и относящихся к системообразующим, – объясняет Коренев, – в то время, как именно предприятия малого и среднего бизнеса вероятней всего в ближайшее время будут нести наибольшие потери. По оценкам Торгово-промышленной палаты, если ситуация в экономике не начнет меняться в самое ближайшее время, то уже во втором квартале около трех миллионов мелких предпринимателей попросту разорятся, а количество безработных в стране может вырасти до 8,6 млн человек. Более того, даже после начала оздоровления экономики значительная часть пострадавшего бизнеса не сможет восстановиться – отечественное законодательство запрещает прошедшим через процедуру банкротства заниматься бизнесом в течение трех лет.
Первые результаты лоббистских усилий отраслевых ассоциаций и отдельных компаний уже очевидны. Сегодня стало известно, что правительство расширило перечень компаний, которые могут рассчитывать на господдержку в условиях экономического кризиса. «Ведомости» со ссылкой на собственные источники пишут, что перечень системообразующих для российской экономики компаний, который впервые был обнародован во время кризиса 2008-2009 годов, расширен с 200 до 600 единиц. Ранее в него, помимо индустриальных и инфраструктурных гигантов, входили крупнейшие ритейлеры: X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Лента», «Дикси», «Окей» и др. Все они, по данным «Ведомостей», остаются и в новом списке. При этом в него добавляются авиаперевозчики и, например, продуктовая сеть «ВкусВилл», а также ряд иностранных компаний. Среди них шведская «ИКЕА», французская «Леруа Мерлен», американские фастфуды «Макдоналдс» и «Бургер Кинг». Все вошедшие в список системообразующих компании смогут получить поддержку от государства – в виде налоговых и иных льгот и даже прямого субсидирования – после прохождения тестирования по финансовому состоянию.
Каждый сам за себя
Решению по включению в списки помощи, как правило, предшествует агрессивная публичная подготовка. Так «Уральские авиалинии» перестали кормить пассажиров на борту, заявив, что только так могут сдерживать цены на билеты – мол, это вынужденная мера экономии из-за пандемии, закрытия международных перелетов и повышение курса валют.
Логика правительства по включению в список иностранных компаний такая: все это очень крупные работодатели и налогоплательщики. При этом в списке системообразующих целый ряд компаний имеет бенефициаров не только за рубежом, но и в оффшорах. При этом та же туристическая отрасль и авиаперевозчики активно вывозят капиталы через лизинг иностранных самолетов, платежей отелям и тому подобным обязательным отчислениям.
Это вызывает недовольство со стороны других отраслей, которые также сильно потеряли от кризиса, при этом никогда и не помышляли выходить из отечественной юрисдикици. Так, обращение к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой оказать поддержку написали сразу 6 ассоциаций из еvent-индустрии (организация и проведение мероприятий), среди которых Национальная Ассоциация организаторов мероприятия (НАОМ) и Ассоциация компаний по техническому обеспечению мероприятий (АКТОМ).
Они просят подготовить официальные разъяснения и разработать схемы компенсации расходов организаторам в отмененных мероприятий.
«Хотим обратить ваше внимание на возникшие чрезвычайные обстоятельства на нашем рынке, связанные с отменой всех мероприятий до снятия ограничительных мер. В организации мероприятий принимают участие более 100 тыс. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. С учетом остановки деятельности мы не можем выполнять свои коммерческие, налоговые, кредитные, зарплатные и социальные обязательства. Общее число работников, занятых в нашей отрасли, составляет до 500 тыс. человек, без учета членов семей», – сообщили авторы письма.
В частности авторы письма просят разработать схемы компенсации расходов организаторам в отмененных мероприятиях, ввести временный льготный режим по уплате налогов и сборов, в том числе полностью освободить от уплаты налога на прибыль за прошлый год, ввести льготную ставку налога на землю и льготный налог на имущество в 2020 году.
Также организаторы мероприятий предлагают «возместить потери по госконтрактам, которые прекращены из-за ограничительных мер» и ввести механизмы льготного кредитования для компаний отрасли.
Чуть раньше особых условий и тоже, вроде бы, обоснованно, у Мишустина попросили производители кинофильмов и сериалов (которые, напомним, зачастую снимаются на государственные средства «Фонда кино»). При этом представители киноиндустрии делают особый упор на свою готовность соблюдать меры эпидемиологической безопасности. В их обращении отмечено, что из-за перехода на удаленную работу «люди ограничены в общении и посещении досуговых массовых мероприятий», а «аудиовизуальный контент способен их отвлечь и развлечь».
Они просят у правительства льготное кредитование, 50% скидки на коммунальные услуги и арендную плату, двойное сокращение отчислений во внебюджетные (ФСС, ПРФ, ФОМС) фонды и уплату НДФЛ на полгода и т.п.
Поддержку у правительства также попросила и Ассоциация владельцев кинотеатров.
А тому ли я дала?
Эксперты считают, что ситуативные и отраслевые меры свидетельствуют о неполной готовности госструктур к наступлению нынешнего кризиса.
– Не очень понятно, по какому принципу отбираются отрасли, которым необходима финансовая поддержка государства, какие ведомства принимают участие в этом отборе. Во-вторых, судя по тому, что ЦИК тратит огромные деньги на подготовку к всенародному голосованию, средства в бюджете есть. Соответственно, можно было бы временно ограничить поступление средств в бюджет, например, сделать налоговые каникулы для всего малого бизнеса, разве что за исключением тех компаний, которые сейчас не терпят убытков – тех же продуктовых магазинов, – говорит руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк.
– Чтобы поддержать бизнес, необходимо проанализировать текущие условия, в которых оказались компании из разных отраслей, а также провести встречи с представителями разных отраслей и выслушать их мнения. Сейчас очень важно, чтобы государство услышало бизнес, так как иначе после пандемии сегмент малого и среднего предпринимательства может сократиться на 35-40%. Это означает сокращение налогов в бюджет, сокращение рабочих мест, нехватку денег у населения. Другими словами, отсутствие поддержки от государства может привести к настоящему кризису, поэтому так важно, чтобы бизнесу была оказана помощь. Отдельно можно выделить отрасли, которые больше всего страдают от коронавируса. Так, можно полностью освободить туроператоров от налогов на какой-то срок, при этом активнее поддерживать национальный туризм, разработать систему мер поддержки этой отрасли. То же самое и с другими отраслями, которые терпят самые большие убытки, – добавил Лесняк.
Алексей Матюхов напоминает, что государство прорабатывает в первую очередь меры поддержки социально-значимых бизнесов, а также тех, что заметны в информационном поле.
– К таким как раз и относятся авиаперевозчики, компании туриндустрии – это элементы такого политического популизма. Мелкий бизнес, особенно не присутствующий в информационном поле и не являющийся значимым с точки зрения государства, вероятнее всего не сможет рассчитывать на сколь-нибудь значимую поддержку, – считает эксперт.
Он также уверен, что наибольшую поддержку «безусловно, получат банки». Так было, напомним, и в кризис 2008-2009 года. Только в 2008-м правительство потратило 1,1 трлн рублей (на тот момент больше 2,6 % ВВП страны) на поддержку бизнеса, из которых 785 ушло на укрепление финансового сектора. Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев поясняет: такое поведение для российских властей естественно.
– Это следует понимать, потому что финансы являются своеобразной «кровеносной системой» любой экономики, и не только обрушение этой системы, но даже существенные дисбалансы в ней способны вызвать паралич всей остальной экономики. Так что правительство крайне опасается возникновения значимых проблем именно в финансовой системе государства и в первую очередь предпринимает попытки, чтобы, по крайней мере, системообразующие банки могли функционировать в полноценном режиме, – объяснил Коренев.
Он также добавил, что рассчитывает на то, что в «ближайшее время меры, направленные на поддержку отечественного бизнеса будут расширяться».
– Хотелось бы надеяться, что это будут не целевые субсидии отдельным компаниям и отраслям, а действия, которые в целом благоприятно повлияют на бизнес-среду в государстве и направленные на фактическую поддержку всех отечественных компаний вне зависимости от формы собственности и величины предприятия. А просьбы отдельных ведомств и отраслевых объединений о помощи, конечно, можно понять. Но оказание мер поддержки отдельным отраслям – это ручной режим управления, доказавший свою неэффективность еще в советские времена, – заключил эксперт.
Добавим, что стимулирование платежеспособного спроса путем субсидирования населения, на которое уже пошли многие западные страны, российские власти пока не рассматривают.