ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро», 25 марта 2009 г. – Не секрет, что инвестиционный процесс в строительство объектов разного назначения в Волгоградской области и городе Волгограде в последнее время значительно замедлился. Этому способствовали кризисные явления. Вместе с этим причины медленного развития инвестиционного процесса также кроются в медлительности и неорганизованности чиновничьих структур обязанных решать вопросы получения инвесторами земельных участков для строительства и исходно-разрешительной документации для строительства.
Проблема ускорения инвестиционного процесса волнует и депутатов Волгоградской городской Думы Б.Н. Благославова, А.А. Волоцкова, М.М. Павлову и Г.В. Мурылёва. Они обратились в наше некоммерческое партнёрство «Союз проектировщиков Волгограда» с просьбой принять участие в обсуждении этой темы и высказать профессиональные соображения членов нашей организации. Рассмотрев на заседании правления «Союза проектировщиков» указанную тему, мы в краткие сроки, подготовили свои предложения, которые, по нашему мнению, в дальнейшем, должны быть доработаны и приняты Волгоградской городской Думой как документ, имеющий юридическую силу.
Обращение
Депутату Волгоградской
Городской Думы
Благославову Б.Н.
По запросу депутатов
Городской Думы
А.А. Волоцкова
М.М. Павловой
Г.В. Мурылева
О сокращении сроков
принятия решений о
предоставлении земельных
участков для строительства,
получения разрешения
на строительство.
Уважаемый Борис Николаевич!
Благодарим Вас за оказанную возможность в обсуждении данной темы и дать свои предложения по вопросу создания благоприятных условий для развития территории Волгограда.
Некоммерческое партнерство «Союз проектировщиков Волгограда» крайне заинтересовано в совершенствовании системы формирования земельных участков и упорядочении процедур по выдаче разрешений на строительство.
Проектировщики, застройщики, инвесторы, органы власти формируют единую структуру инвестиционно – строительного процесса.
От того, насколько устойчива и жизнеспособна такая система, зависит развитие Волгограда, обеспечение населения города жильем, объектами социальной и инженерно – транспортной инфраструктур и жизнедеятельность всего строительного комплекса.
За последние годы Правительством РФ принят пакет федеральных законов, регулирующих градостроительную деятельность.
Особый упор в них сделан на градостроительную подготовку территорий для дальнейшего их освоения, упрощение процедур формирования земельных участков, получения исходной разрешительной документации для проектирования, разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
На наш взгляд существующая в Волгограде система оформления документов для осуществления инвестиционно – строительной деятельности, далека от соответствия федеральным законам и создает неблагоприятные условия для привлечения частных инвестиций в развитии города, особенно в период экономического кризиса и спада инвестиционной активности.
Многократно дублируются процедуры согласования, экспертизы, подготовки правоустанавливающих документов и т. п. Неоправданно и незаконно расширяется предмет согласования документов необходимых для строительства.
Поэтому несоизмеримо увеличиваются сроки и затраты на подготовку исходных разрешительных документов для проектирования и сопровождения объектов.
В предложении Волгоградской городской Думы, обеспечить до полугода, промежуток времени от подачи инвестиционных заявок в Администрацию Волгограда до получения разрешения на строительство, имеется реальная возможность, если всю вертикаль прохождения документов от главы администрации Волгограда, комитета по архитектуре и градостроительству, комитета по землеустройству, государственной экспертизы (если она необходима) и самого последнего исполнительного чиновника, выдающего технические условия на подключение к сетям, скоординировать для исполнения предлагаемой нами поэтапной схемы.
Проанализировав действующее постановление Администрации Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 « Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», в редакции последних постановлений №397 от 27.0272008г., №1051от 10.06.2008г. и №2204 от 24.10.2008г., на которое опирается современная исходно-разрешительная система предоставления земельных участков для объектов строительства и получения разрешения на строительство, можем предложить следующее:
1. Заменить существующий порядок предоставления заявления о возможности размещения объекта на единый инвестиционный документ, полностью раскрывающий будущий объект инвестиций;
2. Заменить существующее положение о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде от 11 июня 2004 г. №780 на предлагаемый порядок состоящий из 4 –х этапов:
Порядок предоставления земельных участков и получения разрешения на строительство в г. Волгограде
I этап – предоставление земельного участка, согласно Земельному кодексу РФ.
Исполнитель: Горком зем
Сроки: по закону – 30 дней, сущ. – 90 дней
II этап – получение разрешения на проектирование (оформление и выдача градостроительного плана земельного участка) (в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ).
Исполнитель: Горком-архитектура г.Волгограда
Сроки: по закону – 30 дней, сущ. – до 180 дней
III этап – разработка рабочей проектно-сметной документации в т.ч.
а) топогеодезические работы
Сроки: по закону – 30 дней, сущ. – 60 дней
б) инженерно-геологические работы
Сроки: по закону – 45, сущ. – 60 дней
в) гидрологические работы (по необходимости)
г) рабочая проектно-сметная документация
Сроки: по закону – 90 дней, сущ. – от 180 до 240 дней
д) спец разделы, без промежуточного согласования в службах – МЧС и ГО, экология, БДД (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ)
Исполнитель: Лицензированная организация
IV этап – согласование рабочего проекта и получение разрешения на строительство:
В соответствии с частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешения орган:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
3) проверяет наличие Государственной экспертизы проекта или её отсутствие согласно Градостроительного кодекса , а не по отказному письму какой либо службы.
4) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин.
Очевидно, что исполнение данных полномочий укладывается в десятидневный срок, включая указанную проверку (не согласование) и заполнение формы разрешения на строительство, установленной в соответствии с частью 17 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ.
При этом в том же федеральном законе приводиться исчерпывающий список возможных причин отказа в выдаче разрешения:
отсутствие документов, предусмотренных частями 7,9 ст. 51 кодекса;
несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Исполнитель: Местные органы самоуправления
Сроки: по закону – 14 дней, сущ. – 30 дней
Государственная экспертиза, для объектов которым она необходима согласно Градостроительному кодексу РФ
Исполнитель: Государственная экспертиза
Сроки: по закону – 30 -90 дней, сущ. – 90 дней и более
Итого: по закону – 324 дня, сущ. – 810.
Из вышеуказанного следует, что по новому порядку возможно получение исходной разрешающей документации в течение 114 дней, за исключением времени разработки проектно-сметной документации.
III этап(разработка проектно-сметной документации) – 210 дней, зависит от объема и сложности рабочего проекта.
Данный порядок осуществим при наличии градостроительной и кадастровой документации, в случае отсутствия данной документации, необходимо дополнительное время на ее разработку силами и средствами муниципального органа власти, либо силами инвесторов.
Представленный порядок выполним при следующих условиях;
1. Утвердить план реализации генерального плана Волгограда
2. Подвергнуть ревизии всю нормативно- правовую базу Волгограда в области градостроительства и земельных отношений
3. Создать единую информационную систему ведения городского картографического фонда. Упростить порядок исполнения топосъёмки
4. Принять обращение в Волгоградскую Областную Думу об отмене порядка выдачи положительного заключения государственной экспертизы через отрицательное. Потребовать более чёткое исполнение гос. экспертизой Градостроительного кодекса РФ по отношению к объектам не требующих экспертизы.
Просить Областную Думу дать задание исполнительным органам субъекта Федерации разработать территориальные нормы на проектирование сложных объектов, требующих получение технических условий. Таких как; здания высотой более75 метров, заглубление в землю более 10 метров и т.д.
5. Провести переаттестацию муниципальных работников участвующих в процессе подготовки исходно – разрешительной документации. Кардинально изменить отношения всех чиновников любого уровня к инвестору. Поставить инвестора во главу угла всего инвестиционного процесса и пресекать малейшие сбои в прохождении документации. Чиновники не должны стоять выше этого процесса.
6. Разрешения на строительство не утверждать постановлением администрации Волгограда, согласно Градостроительному Кодексу РФ
7. Включить в проект правил землепользования и застройки Волгограда следующие порядки, регламентирующие градостроительную, землеустроительную подготовку
земельных участков для строительства:
a. Порядок подготовки документации по планировке территорий, учитывающий различные типы осваиваемых территорий и источники финансирования такой документации;
б. Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков;
в. Порядок формирования земельных участков и предоставления их для строительства;
г. Порядок выдачи разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию.
8. Кардинально изменить ценовую политику по вопросу стоимости подготовки к аукциону земельных участков. Уменьшив её на несколько порядков , так как главное, это освоение земельного участка и дополнительные метры жилой площади и соцкультбыта (например, не реализован участок «Родниковая долина» и т.д.)
9. Пресечь использование торгов земельными участками, как объект криминальной «наживы». Исключить применение при этом административного ресурса и т. д.
10. Провести координацию деятельности организаций выдающих технические условия к городским инженерным сетям согласно градостроительного кодекса РФ ( без оплаты в течении 14 дней не менее чем на 2 года).
11. Упростить систему выделения дополнительного земельного участка для развития объекта имеющего земельный участок, а также получение дополнительного земельного участка для размещения строительной площадки.
12. При разработке проектов планировки и межевания инвестором, ему необходимо представлять законное право владения земельным участком без аукциона.
13. Подготовку градостроительного плана объекта должна выполнять непосредственно Горкомархитектура, не деля ответственность за сроки и качество ого исполнения с другими организациями.(подготавливающие генплан, юридический отдел городской Администрации и т.д.)
14. После того, как был расформирован комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда, работающий для прежней Администрации города, данная служба организованна при Горкомархитектуре г.Волгограда.
Плохо ли, хорошо ли, но данная многоуровневая служба:
-отдел подготовки исходных данных;
-отдел контроля документооборота;
-отдел организации публичных слушаний в составе инфраструктуры и т.д.
Горкомархитектура также сегодня неповоротлива, неоперативная, отставание на оформление заявок на сегодняшний день – более 4-х месяцев – это недопустимо!
Поэтому мы предлагаем эту не свойственную функцию Горкомархитектуры (он должен заниматься перспективным обеспечением градостроительного процесса планировочной документацией в г.Волгограде) передать комитету земельных ресурсов. Тем более при наличии правил землепользования и застройки.
С уважением, надеемся на дальнейшее сотрудничество!
По поручению правления союза проектировщиков г. Волгограда: Бондаренко Э.А., Акимовой Т.И., Бабушкина Я.Е., Барабанова Ю.П., при участии профессора архитектуры Донцова Д.А. и Берендеевой О.А.
Председатель правления Болгов С.А.