В Волгограде обсудили новый закопроект об образовании

В Волгограде обсудили новый закопроект об образовании

В Волгограде обсудили новый закопроект об образовании
Фото:

Проект нового федерального закона об образовании обсуждался на заседании либерально-консервативного политического клуба «4 ноября», которое прошло в Волгоградском государственном медицинском университете в пятницу, 21 января.

Как сообщает пресс-служба реготделения партии "Единая Россия", в обсуждении законопроекта приняли участие секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия», председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов; председатель комитета по социальной политике регионального парламента Ирина Гусева; академик РАМН, ректор ВолГМУ Владимир Петров; главный редактор газеты «Деловое Поволжье» Анна Степнова; руководитель комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области Мария Симонова, а также эксперты клуба, ректоры и преподаватели волгоградских вузов.

Вели заседание сопредседатели клуба «4 ноября» Владимир Ефимов и Анна Степнова. Открывая заседание, спикер регионального парламента отметил, что впервые закон об образовании так широко обсуждается общественностью.

«Законопроект буквально по молекулам разложили пользователи Интернета, свои замечания высказали члены Общественной палаты, уже выработан ряд конструктивных предложений. Наши поправки, я уверен, также найдут свое отражение в новом законе», — подчеркнул Ефимов.
Первым мнение о законопроекте представил Николай Болотов, ректор академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, член Общественной палаты Волгоградской области.

Он обратил внимание на статью о льготах для инвалидов.

Согласно новому закону, льготное поступление в вуз для этой категории абитуриентов заменили на право бесплатного обучения на подготовительных отделениях.

«Однако в законе не оговорены организационные и финансовые вопросы, в том числе, где будут проживать во время обучения инвалиды, кто будет осуществлять за ними присмотр и т.д. Подобное новшество может свести поступление инвалидов в вузы к минимуму, хотя уже сегодня студентов с ограниченными возможностями насчитывается всего 1,5%», — подчеркнул Болотов.

Докладчик затронул и тему ЕГЭ. В прошлом году сложился перекос, когда победители олимпиад в ведущих вузах страны заняли около 30 тысяч мест, а 100-балльники остались за бортом. Поэтому сегодня предлагается дать право победителям олимпиад поступать только в один вуз по выбору, а 100-балльникам — в три вуза.

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой ВолГУ Иван Курилла акцентировал внимание на проблеме преподавателей высшей школы.

«Преподавать в вузе должны только самые лучшие выпускники вузов. Однако сегодня они уходят в бизнес, в госслужбу или уезжают из страны. Если не изменить подход к оплате труда работников высшей школы, то через 10 лет, когда уйдет старшее поколение преподавателей, можно будет ставить крест на российском образовании», — уверен Курилла.

Среди недостатков закона об образовании он выделил скупость статьи о научной работе в вузах, а также предложил структурно разделить высшее образование на общее высшее и высшее профессиональное, что соответствовало бы статусам бакалавра и специалиста.

Политолог, преподаватель ВАГС Виктор Пилипенко подчеркнул, что новый закон исключает академии из структуры высшей школы, в результате чего 70-80 % вузов «повисают в воздухе».
«Система профессионального образования по новому закону выглядит так: колледж, институт, федеральный университет, национальный исследовательский университет. Однако фактической разницы между колледжем и институтом я не вижу», — отметил Пилипенко.

Молодой политолог и блогер Александр Сайгин считает, что новый закон не защищает права студентов.

«На стипендию в 1200 студент не может ни купить себе литературу, ни заниматься наукой, прожить на эти деньги тоже невозможно. Если талантливый молодой человек получает грант, то с него приходится платить существенный налог, кроме того, стандарт гранта порой не позволяет приобрести то, что в действительности нужно для проведения исследований», — отметил Сайгин.
О необходимости повышения социального статуса работников общего образования и создании государственных гарантий педагогам заявила председатель комитета по образованию и науке администрации региона Мария Симонова.

«Надо обязательно законодательно закрепить базовую ставку учителя, предусмотреть ее индексацию и совершенствовать пенсионное обеспечение педагогов», — подчеркнула она.
Кроме того, Симонова предложила освободить студентов педагогических вузов от службы в армии и ввести в школах должность помощника учителя. Недостатком закона она назвала отсутствие в нем положения о духовно-нравственном и патриотическом воспитании, но поддержала законопроект в части отказа от ступени начального профессионального образования.

«Набор в профессиональные училища сегодня оставляет желать лучшего. Фактически они уже заполняются и финансируются по остаточному принципу», — отметила Мария Симонова.
Депутат Ирина Гусева не согласна с тем, что по новому закону работодатель самостоятельно решает, когда и сколько раз учитель может пройти курсы повышения квалификации. «Это должно определять государство», — подчеркнула она. Также депутат заострила внимание на проблемах сельских учителей, внеся ряд предложений по их социальной поддержке и стимулировании притока молодых кадров в село.

Ирину Гусеву поддержал первый проректор медицинского университета, профессор Виктор Мандриков.

«Наш вуз готовит специалистов высокого качества, но они не едут в село. Если не реанимировать систему распределения, то надо искать экономические рычаги для пополнения сельских больниц и школ выпускниками вузов», — отметил он.

Подводя итоги встречи, Анна Степнова поблагодарила всех за работу и подчеркнула, что рекомендации и поправки к закону, предложенные участниками заседания, будут обобщены и переданы депутатам областной и Государственной Дум.

Читать volgasib.ru в