Введение должности сити-менеджера: время пошло

Мнения волгоградских экспертов

Вчера в комитеты Волгоградской городской думы поступил проект поправок в устав города, меняющий схему его управления. Как уже сообщало информационное агентство «Социнформбюро», предлагается ввести две новых должности: главы администрации Волгограда (сити-менеджера, которому будут отданы хозяйственные вопросы и финансовое управление) и главы Волгограда («мэра» – эта должность будет совмещена с должностью председателя городской думы).

Согласно уставу Волгограда и 131 ФЗ любые изменения структуры власти должны вноситься в устав муниципалитета, а в силу вступают только при новом составе думы. Однако один из авторов изменений депутат Федор Литвиненко утверждает, что найден вариант, при котором новую схему управления городом можно ввести без досрочного роспуска думы. Политолог Андрей Рогожин предположил, что это так называемый «челябинский вариант» – вариант «временного сити-мереджера». Однако, эксперт полагает, что такая версия имеет минусы: «Он полулегитимен. Поэтому, насколько мне известно, в Челябинске до сих пор идут по этому поводу судебные споры».

К рискам волгоградского варианта добавляется еще и то обстоятельство, что для того, чтобы стать легитимным, ему необходимо быть принятым в кратчайшие сроки – буквально в течение двух недель. Поскольку сити-менеджер, согласно закону, не может быть назначен менее, чем на два года. А для Волгограда этот крайний срок – примерно середина марта, поскольку через два года, в марте 2013 года, истекает срок полномочий городской думы. Именно с этим обстоятельством связывают скоропостижный вариант отрешения мэра Волгограда Романа Гребенникова от должности. «Очевидно, только недавно, после серии серьезных политических ошибок, которые наделали экс-мэр и его команда, в администрации президента и «Единой России» согласовали его отставку. Поэтому администрация региона так стремительно запустила сценарий отрешения и пытается уложиться в плановые сроки», – считает член президиума общероссийской общественной организации «Фонд мира» Юрий Ломакин.

Мнения экспертов разделились: одни – за выборы, другие – за менеджера-назначенца.

Валентин КЛЯУЗОВ, депутат Волгоградской городской думы, сторонник экс-мэра:

– Это решение надо отложить до времени, пока ситуация окончательно стабилизируется. Мы еще не знаем, что решит суд (Роман Гребенников подал иск и оспаривает свою отставку. – Ред.). Поэтому сейчас вопрос о смене власти смысла не имеет.

В перспективе же должны быть выборы. Потому что выборы – это возможность волеизъявления народа, и демократию в цивилизованных странах еще никто не отменял. Сегодня же пытаются ущемить самоуправление, ущемить права населения. Это приведет только к снижению доверия к власти и к отдалению от нее.

Да и юридически введение сити-менеджера очень сложно. Если действовать законным способом, то быстро решить этот вопрос нельзя. Изменения основ управления городом полагается проводить через публичные слушания. А они должны объявляться не менее, чем за 30 дней до их начала. Я думаю, что депутаты это понимают, и никто на такой скоропалительный вариант не пойдет.

Второй момент: изменения могут вступить в силу только при новом составе думы. То есть нужен самороспуск нынешний. На это тоже никто не пойдет.

Есть возможность заморозить ситуацию. Спокойно, с соблюдением всех процедур и сроков, внести в устав изменения, а оставшиеся два года работать с и.о. мэра. Он у нас сейчас уже назначен – это Сергей Соколов.

В противном случае, незаконные решения гордумы могут быть оспорены надзорными инстанциями.

Николай ПАРШИН, руководитель фракции КПРФ Волгоградской областной Думы:

– Переход на систему «сити-менеджера» в управлении городом – несвоевременное и ошибочное решение. Это преступление против принципа местного самоуправления. Всенародные выборы при всех их недостатках базис демократии. Аргументы сторонников системы «сити-менеджера» о том, что избранный глава иногда оказывается неквалифицированным управленцем – обычное «забалтывание» серьезной проблемы. Если люди выбрали мэра и его работа их не устраивает, через 5 лет они дадут ей оценку, придя на избирательный участок. Кроме того, практика показывает, что выборных мэров, в принципе, не так и сложно отрешить от должности. Назначенец же перед горожанами не обязан отчитываться, ему будет важно одобрение только одного человека – губернатора. Кроме того, у меня большие сомнения, что система «сити-менеджера» гарантирует приход к управлению городом действительно профессионала.

У сторонников «сити-менеджера» есть еще и «финансовый» аргумент: отказ от выборов сэкономит огромную сумму денег. Мнимая экономия! Если разделить затраты на выборы на каждого избирателя, то выйдет, что в месяц на человека приходится копеек 60-70. Разве это высокая цена за демократию, за право выбирать, высказывать свое мнение? И не бОльший ли счет нам выставят за назначенца, когда, к примеру, выяснятся коррупционные дела и махинации. Или не выяснятся, но по факту будут.

Попытки ввести систему «сити-менеджера» в Волгограде имеют еще и «отягчающие обстоятельства» – главу города предлагается наделить также полномочиями заместителя главы областной администрации. В Конституции четко прописано, что органы местного самоуправления отделены от госвласти. Не допускает таких «фантазий» и Европейская Хартия местного самоуправления. Одним словом, итогом волгоградских реформ, которые, конечно же, в русле общероссийских тенденций, станет еще большее отдаление власти от людей и обратная связь окончательно прервется.

Федор ЛИТВИНЕНКО, депутат городской думы (один из разработчиков закона):

– Мы предлагаем разделить политические и хозяйственные полномочия. Политические полномочия будут у мэра, которым станет председатель городской думы. Председателя же мы будем избирать. То есть у вес городских депутатов повысится, а это важно для решения вопросов населения, которые нам даются.

Хозяйственные функции будут закреплены за сити-менеджером. Его предлагается нанимать со стороны. Будут разработаны критерии, создана конкурсная комиссия, которая и определится с кандидатурой. А депутаты уже решат согласовывать ее или нет.

Алексей ВОЛОЦКОВ, депутат городской думы:

– Я давно являюсь сторонником новой системы управления. Потому что у нас ни один из мэров не доработал до конца своего срока. Мэры слишком увлекаются политикой, тратят на свой пиар огромные бюджетные средства, провоцируют конфликты, политические войны, и все это заканчивается кризисом и их досрочной отставкой. А горожанам нужна стабильность, нужно, чтобы дороги были хорошие, подъезды чистые, чтобы были рабочие места и зарплата, хороший досуг и в целом комфортная жизнь. Поэтому я убежден, что политику и хозяйство надо разделить. К тому же введение сити-менеджера, я надеюсь, положит конец войне города и области, а это значит, что муниципалитет получит не только больше финансирования, но и дополнительные административные, лоббистские ресурсы для решения своих вопросов. Это здравое политическое решение.

Виктор ПИЛИПЕНКО, политолог: 

– Считаю, что институт выборов себя дискредитировал. Насколько я помню, за мэра Гребенникова проголосовало около 13 процентов от числа избирателей. Это крайне низкий уровень легитимности. Говорить о том, что такой результат есть волеизъявление народа – большая натяжка. Скорее, народ сделал свое волеизъявление, проигнорировав эти выборы.

В нынешней же ситуации острого конфликта выборы пройдут по еще более «черному» варианту. Это только оттолкнет людей от власти. В перспективе – да, выборы. Но до них надо еще дорасти. Сейчас к нормальной демократической процедуре под названием "выборы" мы не готовы – я в этом убежден.

Андрей РОГОЖИН, политолог:

– Предстоящее введение сити-менеджмента представляет собой попытку подавления глубокого внутриэлитного конфликта административными методами. Видимые успехи вследствие этого могут носить сугубо временный и поверхностный характер.

Изменение системы городского управления неизбежно консолидирует оппонирующие губернатору [А.Г.Бровко] и «Единой России» политические силы. Не имея возможности предотвратить принятие городской Думой поправок в Устав [Волгограда], они, вероятно, предпримут попытку обструкции нововведений в рамках [предусмотренных законодательством о местном самоуправлении] предстоящих в этом случае публичных слушаний.

Именно они грозят стать новым местом открытой политической борьбы и вызвать заметный федеральный резонанс. В преддверии выборов в Государственную Думу такое развитие событий может иметь негативный эффект для правящей партии.

Юрий ЛОМАКИН, член президиума общероссийской общественной организации «Фонд мира»:

– Определенный юридический риск в «челябинской схеме», которую сейчас пытается примерить на себя Волгоград, есть. Но думаю, что региональная власть идет на него, поскольку обладает на сегодня неплохими лоббистскими ресурсами в федеральном центре. Из практики известно, что такие решения не принимаются самостийно. Они обязательно согласовываются. Это говорит о том, что федеральный центр какое-то время будет закрывать глаза на легкие несостыковки с законом. Тем более, что Роман Гребенников, благодаря той «бузе», что устроил в областном центре, и своей безудержной дружбой с оппозицией, ничего, кроме раздражения, в федеральном руководстве «Единой России» и в кабинетах администрации президента, не вызывает. Он ярко продемонстрировал, что не является системным политиком. А это в России сейчас не модно.

Так что областным чиновникам, по-видимому, действительно дан карт-бланш. Но его надо будет грамотно реализовать. Если все уйдет только лишь в решение каких-то «меркантильных» экономических вопросов, а политических и хозяйственных успехов показано не будет, то лимит лояльности может быть исчерпан.

Подготовила
Елена Завьялова.
Фото с сайта www.ng.ru