Тема назначения сити-менеджеров в российских городах все чаще становится предметом для обсуждения. Это вызвано тем, что муниципальные образования, в которых раньше существовали прямые выборы глав, принимают решения о переходе к новой схеме местного самоуправления.
Руководитель ЦИК Всероссийского совета местного самоуправления, член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева, считает, что введение института сити-менеджера никак не ограничивает демократические права и свободы жителей России.
«Не вижу в институте сити-менеджеров каких-то препятствий для формирования правовой культуры, – отметила Светлана Разворотнева. – Депутатов жители продолжают избирать. Демократия может осуществляться и другими способами. Участие в территориальном общественном самоуправлении (ТОС) — это тоже способ «научиться» демократии. Возможность выбирать мэра — не единственный способ почувствовать свою причастность к делам муниципалитета. Тем более что в мире существуют совершенно разные модели и системы формирования органов местной власти. Например, в Италии система муниципальной власти формируется политическими партиями, как и политическое руководство муниципалитетом. А исполнительная власть назначается».
Также Светлана Разворотнева отметила, что в России уже есть положительные примеры управления городами по системе разделения полномочий между главой города и главой администрации. При этом многое зависит от личности руководителя.
«Например, в городе Минеральные Воды глава выбирается из состава депутатов и назначается сити-менеджер. При этом в роли лидера выступает глава, он определяет направление развития города, приоритеты для инвестиций и прочее. А сити-менеджер выполняет лишь хозяйственные функции. Этот небольшой город бурно развивается, строит целые жилые кварталы на основе частно-государственного партнерства, – рассказывает Светлана Разворотнева. – А в Пензе реальный тон работе задает глава администрации — сити-менеджер. У главы города (он возглавляет совет депутатов) сфера ответственности куда меньше. Но и при такой расстановке сил город неплохо развивается».
Напомним, что в настоящее время порядка 40 субъектов Российской Федерации из 83 имеют опыт муниципального управления по данной системе. Институт сити-менеджера введен примерно в трети российских муниципальных образований (около 9 тысяч). На контрактной основе управляются администрации нескольких районов и в Волгоградской области. Еще в ряде муниципалитетов региона рассматривается возможность введения данного института.