Ярослав Малых о прямой линии губернатора: «Гора родила мышь»

В преддверии большой пресс-конференции Владимира Путина, главам субъектов Федерации поручили провести собственные прямые линии – форматы, в ходе которых жители регионов могли бы задать насущные вопросы непосредственно руководителям областей, краев и республик.

16 декабря 2021 года прямую линию, которую в Сети уже почему-то называют «кривой», решился и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. На протяжении 3-х часов 14 минут действующий губернатор региона отвечал на вопросы, присланные жителями.

У зрителей сложилось двоякое впечатление от увиденного. Кто-то явно видел в этом мероприятии элементы заготовленного заранее шоу, а глава региона лишь участвовал в нем. Кто-то настаивает на том, что это крайне важный и принципиальный формат, который необходим региону, и губернатор здесь продемонстрировал всю силу действующей власти и глубину погружения в вопросы простых жителей.

По итогам линии мы опросили 7 региональных экспертов – журналистов, общественников, юристов, где задавали им практически одинаковые вопросы:

– Как вы оцениваете формат прямой линии?

– Как вы оцениваете качество задаваемых вопросов и полученных на них ответов?

– Не смущает ли вас то, что весь прямой эфир шел по сценарию?

– Почему, на ваш взгляд, не прозвучали вопросы, которые оставляли жители в том числе в социальных сетях, о коррупции, об экологических скандалах, о честных выборах?

Публикуем ответы без правок и редакторских подводок. Одним из первых на них ответил журналист «Эхо Москвы в Волгограде» Ярослав Малых.

 

Журналист Ярослав Малых

– Гора родила мышь. Можно было сделать намного информативнее, намного полезнее, намного убедительнее для людей, которые действительно, не могу судить насколько массово, но действительно задавали вопросы.

К сожалению, состоявшееся действо — это совсем не то, на что стоило рассчитывать. Особенно учитывая, что это первая попытка разговора в таком формате как бы со всем населением региона.

Проблема, на мой взгляд, именно в формате. Даже не в мелких огрехах, вроде того, что Бочаров в красивом кресле, а ведущие на барных стульях. Я, кстати, рекомендовал  бы ему вообще стоя проводить такую встречу – у него был подобный опыт на каких-то мероприятия и это смотрелось более выигрышно. Ну или в неловком поведении модераторов, которое свелось к тому, что они сперва благодарили губернатора, что-то позитивное сообщали сами и только потом переходили к вопросам.

Проблема в том, что попытались подобрать вопросы по заранее заданным темам, это было видно. Но в таком случае надо хотя бы как следует продумывать линию, чего не вышло. Довольно странные заявления про позицию ветеранов (каких именно, кстати?), которая привела к временному закрытию онкоцентра в Камышине, удивили. Как и слова про значение храма в Победе и восстановлении Сталинграда после войны.

По-хорошему, вопросы надо было давать вразнобой что ли, а в студии собрать не членов Общественной палаты (ну парочку можно было и их оставить), а нормальных «простых» людей. Пару учителей, пару рабочих, фермера, врача. И дать им возможность задать вопросы. Ну не стали бы они спрашивать ни про недвижимость супруги губернатора, доходы его друзей или вырубку поймы. Точно не стали бы!

Зато они спросили бы что-то, что реально волнует людей. Про зарплаты, про оснащение школ и больниц, про нормальные житейские вещи. Тем более почти в каждой сфере есть отдельные успехи или квазиуспехи, которыми Бочаров мог бы козырнуть. Но предпочли делать чисто по сценарию, причем очень скучному. Дозванивающиеся люди, которые сперва благодарят, потом что-то невнятное и неважное спрашивают это редкостная клюква.

В итоге постановка, которая не интересна даже тем, кто слушал это по долгу службы.

По всем острым темам, например, по «Ротору», было очень неубедительно. Понятно было, что Бочаров едва ли в прямом эфире скажет, что Глинянова пора снимать – что было бы эффектно, к слову – но все же можно было бы выразиться более весомо и дать надежду на то, что бардак будет прекращен.

А тем, кто все это устраивал, конечно, стоило бы изучить опыт коллег из других регионов.

Готов ли Бочаров разговаривать с людьми? Ответа я лично не получил. В свое время пару раз бывал на его пресс-конференциях, т.е. форматах потенциально более сложных, потому что журналисты публика непростая, но там он выглядел более убедительно. В диалоге с народом, мне кажется, губернатор мог бы раскрыться, но диалога-то и не состоялось. Он не был запланирован. Прошла имитация и из-за этой стерильности произошел монолог, причем без очевидной главной цели.