В Волгограде разгорается скандал вокруг театра Царицынская опера
Коллектив потряхивало и ранее, однако в публичную плоскость негативная информация не выходила. Представление на публику состоялось в минувшую субботу, 6 апреля.
В опере в этот вечер давали «Кармен» Бизе. Спектакль задержали на полчаса.Когда же занавес наконец-то раскрылся, то меломанам пришлось довольствоваться ариями под аккомпанемент фортепиано. Оркестр в яму садиться отказался.
Главный дирижер театра Юрий Ильинов, которому как раз и пришлось вернуться к своей первой профессии и подыграть вокалистам, прояснил СоцИнформБюро мотивы поступка оркестрантов.
Как это ни странно, но в оперном театре до недавнего времени вообще не было своего оркестра. Музыкантов привлекали на разовых условиях. В опере играли преподаватели творческих вузов, солисты симфонического оркестра. Оперные спектакли в оперном театре шли в лучшем случае два раза в месяц и зачастую без оркестровых репетиций.
Полтора года назад здесь решили сделать оркестр постоянным. В кадровом расписании театра появились 60 ставок для музыкантов. 40 из них сейчас заполнено, а 20 человек работают на сдельщине. До недавнего времени им платили ежемесячно порядка 10 тыс. рублей.
Два месяца назад, по словам Ильинова, работников уведомили об изменениях условий оплаты труда, не пояснив, в чем именно они заключаются. Музыканты очень оскорбились, получив зарплату в 3,5 тыс. рублей. Профессионалы решили, что за пригоршню работать не будут. «Кармен» сорвали.
Случай в Царицынской опере – это не история маленькой зарплаты музыкантов. Проблема здесь гораздо масштабнее. И она не разрешится, даже если скрипачам и валторнистам доплатят заработанное.
Нарушен главный завет Станиславского. Спектакль, билеты на который проданы, не может быть отменен ни при каких обстоятельствах. Это – главное.
У проблемы – две стороны. Дирижер и часть оркестрантов винят директора Владимира Божкова и худрука Михаила Романовского. Между тем многие вокалисты театра методы борьбы за возвращение денег не одобряют. Говорят, что именно при новом руководстве театр задышал, в труппу влилась талантливая молодежь, спектакли стали играться чаще и на должном художественном уровне.
К слову, новая система оплаты труда – это не прихоть руководства этого, или иного любого бюджетного учреждения. Это федеральная повестка. Другой вопрос как воплощается она на местах?
И все же Царицынская опера – преемница Волгоградской оперной антрепризы, родившейся и развивающейся когда-то по принципу студийности – так и не стала настоящим оперным театром. Дело не в вокалистах, и музыкантах. Здесь служат настоящие профессионалы с достойным консерваторским образованием и опытом работы в лучших оперных театрах страны. По словам дирижера Ильинова, у Царицынской оперы нет статуса оперного театра и категории. То есть, по сути – это всего лишь название, не более того. Здание бывшего ДК имени Ленина с таким же успехом можно было именовать и иначе.
Нынешнему руководству региона приходится пожинать плоды решений своих предшественников. Раскол труппы театра музыкальной комедии в начале 1990-х привел к рождению двух коллективов: Музыкального театра и Царицынской оперы. Взлеты и падения были и там и там. Две труппы давно ассимилировались. Сегодня вокалисты поют в оперетте, завтра – в опере, также обстоят дела и с артистами оркестра. Профессионалов не так много в Волгограде. Настоящий музыкант – это штучно.
Решение этой проблемы видится одно. 1990-ые, расколы и революции остались в прошлом. Театр вновь должен стать единым целым, с сильной труппой, оркестром и постановочной частью.