КСП региона оценила инвестиционное положение Волгоградской области

КСП региона оценила инвестиционное положение Волгоградской области

КСП региона оценила инвестиционное положение Волгоградской области
Фото:

По данным Минрегионразвития РФ, в рейтинге инвестиционной привлекательности, по состоянию на июль 2014, Волгоградская область занимает 70 место из 85, об этом сегодня сообщает ИА «Социнформбюро» со ссылкой на ВолгаПромЭксперт.

Контрольно-счетной палатой региона проведен специальный анализ эффективности реализации областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», в ходе которого сравнила положение области с другими субъектами РФ в части поддержки инвесторов и выработала предложения по улучшению инвестиционного климата.

Так, отмечая жизненную необходимость привлечения в регион инвестиций, КСП прежде всего обозначены «болевые точки», которые способствуют имиджу непривлекательного для инвесторов региона. В их числе явно отстающие от среднероссийского уровня и уровня ЮФО такие социально-экономические показатели, как индексы физического объема валового регионального продукта и промышленного производства, оборот розничной торговли на душу населения, доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям. По сравнению с другими субъектами Российской Федерации, для Волгоградской области также характерны наибольшие степень износа основных инфраструктурных средств, а также удельный вес убыточных организаций.

При этом, деятельность коллегиальных органов, созданных в регионе для проведения политики и действий по улучшению инвестиционного климата, с 2011 года по июль 2014 года практически не осуществлялась. Региональный инвестиционный уполномоченный в Волгоградской области так и не был назначен. Из более, чем десяти предусмотренных законодательством форм господдержки инвесторов, в Волгоградской области такая помощь оказывается только по четырем: предоставление государственных гарантий, установление пониженных ставок по налогам, льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.

На момент проведения проверки КСП, инвестиционные соглашения с Правительством Волгоградской области на предоставление специальной господдержки заключили 30 инвесторов, реализующих 36 инвестпроектов на территории региона. Суммарный объем освоенных инвестиций по ним на июль 2014 года составил 117,4 млрд. рублей.

Девять инвесторов, воспользовавшись льготами, смогли ввести в эксплуатацию 12 промышленных объектов, создав при этом 449 новых рабочих мест, а в консолидированный бюджет Волгоградской области за период с 2011 год по июль 2014 года дополнительно поступило 1,9 млрд. руб. налоговых платежей при объеме выпадающих доходов от предоставления льгот по налогам в размере 1,7 млрд. рублей. По мнению аудиторов, несмотря на положительные бюджетный и социальный эффекты от реализации инвестиционных проектов в указанном периоде, оценить их результат в полной мере до завершении срока предоставления льгот практически не возможно.

В то же время, как показала проверка, законодательно закрепленное условие – при неисполнении инвесторами обязательств по инвестиционному соглашению они лишаются всех предоставленных форм господдержки – на практике не реализуется вообще. Так, 17 инвесторов не выполнили условия соглашений по обеспечению налоговых поступлений в консолидированный бюджет от реализации инвестпроектов в 2011-2013 годах, однако вопрос о прекращении господдержки и возврате ими суммы неуплаченных налогов не рассматривался и не рассматривается до сих пор.
В числе недобросовестных инвесторов ООО «Волгопромтранс» и ООО «ТопАгро» которые, не выполнив условия соглашений, смогли все же воспользоваться льготами в сумме 75,7 млн. руб. При этом со стороны региональных чиновников вместо решения вопроса о прекращении господдержки и возврате неуплаченных в виде льгот налогов в бюджет, в условия инвестиционных соглашений вносились изменения с уменьшением плановых показателей за прошедшие периоды.

В Ведомстве также отмечают, что для обеспечения комплексного подхода к размещению производительных сил и обеспечения устойчивого экономического роста, в январе 2014 года был принят закон «Об областных парках развития экономической деятельности», однако ни одного такого парка на территории региона до сих пор не создано. К тому же, из более, чем из 350 площадок представленных на инвестиционном портале Волгоградской области только 16 % обеспечены канализацией, электро-, водо- и теплоснабжением.

Ко всему прочему специалисты отмечают, что в подобном положении региона виновато не только финансирование или слабая инфраструктура. Основными факторами влияющим на развитие региона остаются административные барьеры в строительстве. Среди субъектов РФ по количеству процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, регион находится на 32 м месте, а по срокам прохождения этих процедур, необходимых для получения разрешения на строительство – на 36-м месте. В среднем продолжительность сбора всех необходимых документов и разрешений составляет 279 дней.

Помимо «барьеров» в строительстве, которые зачастую намеренно устраивают чиновники того или иного уровня, важную роль играют сроки процедур технологического присоединения объектов к электросетям, а также высокая стоимость присоединения и самой потребляемой инвесторами электроэнергии. По сравниваемым КСП регионам тарифы за пользование электроэнергией и технологическое присоединение к электрическим сетям в Волгоградской области, на порядок выше, чем в других субъектах Российской Федерации.

На основе собранных данных КСП Волгоградской области предлагает комплекс мер, направленных на исправление сложившейся ситуации. Среди них: нормативное закрепление приоритетности в предоставлении преференций по налогу на прибыль организаций для инвесторов, создающих новое производство и новые рабочие места; установление для таких инвесторов льгот по транспортному налогу; корректировка в инвестиционных соглашениях условий, за нарушение которых инвестор может быть лишен государственной поддержки. И наконец, наделение Корпорации развития Волгоградской области дополнительными инструментами формирования инвестиционной инфраструктуры, утвержденными нормативными правовыми актами Волгоградской области.

В свою очередь генеральный директор Корпорации развития Волгоградской области отметил, что работа по исправлению ситуации уже ведется.
– Волгоградский регион в настоящее время отстает по ряду ключевых экономических показателей, о чем справедливо отметили в своих заключениях Минренгионразвития РФ (рейтинг) и контрольно-счетная палата региона. Несмотря на наличие полного набора инвестиционных инструментов оформленных нормативно правовыми документами в нашем регионе, практическая реализация хромала все предыдущие годы. Экономику будущей налоговой базы, инфраструктуру новых проектов бюджет финансировал по остаточному принципу. Инвестор элементарно не доверял местной власти.

В настоящее время ситуация кардинально меняется. Главой региона сформулированы приоритетные задачи – развитие инфраструктуры транспортной и дорожной сферы, комплексное развитие территорий муниципалитетов через новых налоговых резидентов в промышленном и аграрном секторах. И главное – максимально эффективное использование через все доступные инструменты потенциала и специализаций нашего региона. Область интенсивно двигает этот процесс. В данных условиях Корпорация наконец-то начинает выполнять свое предназначение специализированной организации – генератора и упаковщика инвестпроектов. А это аккумуляция всех необходимых для инвесторов ресурсов в области, создание или эффективное использование инфраструктуры площадок для “посадки” на нее проектов, кооперация с действующими производствами и проектами для выполнения задачи импортозамещения. Планируя строительство новой инфраструктуры и создания индустриальных парков мы безусловно принимаем во внимание возможности существующих предприятий по каждому из которых мы прорабатываем потенциал и практическую возможность по размещению на этой площадке производительных сил, – заявил Ефимов.

Также, по мнению Владимира Ефимова, главное неравнодушный профессиональный подход к решению задачи комплексного развития региона, и если хотите, принципиальный поворот сознания руководителей всех уровней в сторону развития своих территорий и региона вцелом в жестких современных условиях.

Функционал Корпорации изменен: сервисные услуги, разовые фин поручения руководителей региона и декоративное представительство на разных площадках ушли в прошлое. Новый формат – ежедневная практическая работа с инвесторами вместе со всеми структурами исполнительной власти для получения конкретного результата в краткосрочной и средне срочной перспективе. Отдельно необходимо сказать о политическом спокойствии в регионе. Деньги любят тишину. Политические дрязги, борьба за чиновничьи кресла, война области и муниципалитетов, местечковые коррупционные чиновничьи поиски “себя в бюджете” ушли в прошлое, и надеюсь навсегда. Жаль потерянное время и упущенные возможности, но это вдвойне заряжает нас на решение поставленных задач.

Читать volgasib.ru в