Волгоградское УФАС России в очередной раз выявило признаки грубого нарушения антимонопольного законодательства в действиях похоронной компании ЗАО «РП Память». Об этом свидетельствует решение ведомства по делу № 034/01/10-1671/2024 опубликовано в базе ФАС России.
Согласно материалам дела, с начала 2024 года «Память» в одностороннем порядке установила контроль над доступом предпринимателей на муниципальные кладбища Волгограда. Компания требовала от подрядчиков обязательного заключения договоров на вывоз отходов, несмотря на то, что у многих уже были действующие контракты с другими перевозчиками. Фактически «Память» подменила собой городскую администрацию, превратившись в единственного посредника между бизнесом и кладбищами. Без её разрешения предприниматели физически не могли попасть на территорию – сотрудники компании блокировали въезд, проверяя наличие «правильных» документов.
Предприниматели вынуждены были подписывать типовые договоры с заведомо невыгодными условиями, включая обязательную предоплату за каждую заявку, отказ от работы с другими подрядчиками и непрозрачные тарифы на вывоз отходов. Когда предприниматели попытались оспорить эти условия через протоколы разногласий, компания проигнорировала их, заявив, что «договор уже подписан, и изменения невозможны».
Волгоградское УФАС официально признало, что «Память» в своих действиях демонстрируя признаки доминирующего положения, навязывала невыгодные условия предпринимателям и создавала искусственные барьеры для конкуренции, что нарушает пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Компании выдано предупреждение устранить нарушения в 12-дневный срок. Однако главный вопрос остаётся без ответа: как частная фирма получила властные полномочия?

ЗАО «РП Память» входит в группу компаний, которые согласно материалам СМИ ранее были связаны с Ириной Соловьёвой – депутатом Волгоградской облдумы от партии «Единая Россия» и ее сыном – депутатом Волгоградской городской думы Иосифом Ефремовым. Факт того, что частная структура выполняла функции мэрии, вызывает серьёзные подозрения в лоббировании интересов. В данном случае возможна проверка правоохранительных органов – если чиновники передали свои полномочия коммерческой структуре, это может квалифицироваться как превышение должностных полномочий, которое может квалифицироваться статьей 286 Уголовного кодекса РФ.