На протяжении последних месяцев не стихают разговоры вокруг текущего положения дел на автомобильном рынке. С введением санкций, заводы, в том числе иностранных производителей, выпускавшие автомобили на территории России – остановились. По данным «СоцИнформБюро» остановлено производство на калужских и санкт-петербуржских заводах, приостановлено производство новых автомобилей на самарском «АвтоВАЗе. Причиной остановки в отдельных случаях является волевое решение зарубежных собственников автоконцернов, но в большинстве своем – в Россию перестали поставлять большую часть деталей и комплектующих, которые необходимы для сборки современных автомобилей. К примеру, 22 апреля «АвтоВАЗ» заявил, что до конца года не сможет выпускать автомобили с автоматическими трансмиссиями, ранее стало известно, что в России разрешат выпуск авто с классом экологической безопасности «Евро-О», поскольку банально отсутствуют катализаторы, необходимые для сокращения вредных выбросов. При этом, как ранее сообщало «СоцИнформБюро», уровень локализации производства популярных в народе марок авто не превышает и 50%.
О том, что будет с рынком автомобилей, мы поговорили с руководителем общественного центра “Автомобилист” Масимом Едрышовым
– Что происходит в целом сейчас с рынком?
– Рынок стал на паузу. В марте падение рынка было на 63%, в апреле будет еще хуже, потому что в марте были какие-то предзаказы, поставки по старым договорам и ценам. Сейчас всё ставится на паузу, потому что, по сути, выбирать не из чего. И на вторичке тоже творится какой-то лютый ад. Ощущение что люди просто из головы берут ценники, ставят их и у них иногда покупают даже автомобили. На самом деле обоснование цены, конечно же есть, но потребителю в это верится с трудом.
– Цена будет расти или нет?
– Сложно ответить на этот вопрос, потому что те автомобили, которые даже есть в наличии, на них дилеры устанавливают заградительную цену и поэтому мы можем видеть ладу весту за 2,5 миллиона рублей, или фольксваген, или уаз патриот за 3,5 в максимальной комплектации. Просто дилер, видя тот факт, что у него остается мало автомобилей в наличии, поднимает ее запредельно, создавая тем самым условия, чтобы никто не покупал в данный момент времени. Но всё равно находится желающие, которые покупают. Что будет с ценами – не понятно абсолютно, как и не понятно, какие автомобили мы получим на выходе. Уже вчера говорили, что разрешат выпускать автомобили с пониженным экологическим классом и Евро-0 в том числе. И что мы будем иметь на выходе, конкретно, какой автомобиль, какие опции уйдут из него, это тоже будет влиять на стоимость. Но прежними цены уже не будут — это совершенно очевидно.
– Евро-0 для чего делается, для того чтобы минимизировать использование импортных запчастей?
Потому что катализация, которыми оснащается машина для экологического выпуска, не производится в РФ вообще. Это полностью заимствованное устройство.
Я бы каких-то позитивных прогнозов на этот год точно не давалМаксим Едрышов
– Почему эксперты дают такие разные прогнозы? Они ангажированы кем-то или действительно никто не понимает, что происходит?
– Можно смотреть в будущее с оптимизмом, давать умеренно восторженные прогнозы, что всё вот-вот изменится, ситуация наладится и всё восстановится в течение короткого времени. Но эти комментарии и прогнозы полностью оторваны от реальности и призваны, на мой взгляд, просто успокаивать население. Нужно учитывать, что сейчас авторынок вообще летит в пропасть, он еще не достиг дна совершенно. Я бы каких-то позитивных прогнозов на этот год точно не давал.
– Что значит дно? Дефицит или высокая цена?
– Я боюсь, что это и то, и другое. Это и спрос большой, и дефицит, и космические цены. Дно для рынка – это когда продажи будут на минимальном уровне и на минимальном уровне они окажутся, наверное, в апреле и мае. Потом ситуация начнет потихонечку выходить к плюсу – будут налажены поставки новых запчастей, найдут каких-то заместителей среди стран, которые готовы нам поставлять некоторые автомобильные компоненты, но это произойдет не сразу. Этот процесс требует не только серьезной проработки, этот процесс требует уйму времени и ресурсов.
– Правительство разрабатывает меры поддержки, в том числе по повышению локализации. Это действенные методы или иллюзия, чтобы делать хоть что-нибудь?
– Есть технологии, которыми РФ не обладает – никогда у нас не производили, например, блоки управления, хоть на них и написано “made in Russia” и они делаются в Саратове заводом Bosh, но там нет ничего российского. Как только Bosh перестал поставлять компоненты для сборки электронных блоков управления, завод встал. Так со многими запчастями обстоит дело. Какие-то дополнительные денежные средства, направленные на помощь отрасли, конечно, помогут быстрее освоить технологии, замещающие иностранных поставщиков. Но, нужно учитывать, что обычно это занимает годы. Взять опыт того же Китая. 10 лет назад Китай не имел вообще какого-либо достойного производства автомобилей. 10 лет назад это было скорее подобие автомобиля — это было очень небезопасно, дешево. Но сейчас китайский автопром достиг своих высот, и опередил наш по безопасности, качеству, оснащению. Но Китаю понадобилось 10 лет – с его ресурсами, с его населением, гигантским по своим масштабам высокотехнологичным промпроизводством. У нас этот вопрос может занять скорее всего больше 20 лет. Не хотелось быть так уж пессимистичным, но мы берем развитие автопрома с ноля абсолютно. Если мы хотим получить на выходе современный автомобиль, с теми технологиями, безопасностью и допопциями, к которым многие из нас уже привыкли – для этого нужны годы.
– Китай же просто воровал технологии и всё?
– Электронные компоненты не всегда воровались. У них лично была большая база, позволяющая работать над электроникой. Современный автомобиль — это электроника прежде всего.
– Как в этой ситуации чувствуют себя дилеры?
Дилеры чувствуют себя очень плохо. Им не позавидуешь совершенно. Цены выросли на всё. Люди перестали ездить даже на ТО, несмотря на то, что автомобиль находится на гарантии. Так как цены на ТО у некоторых дилеров повысились в 2-3 раза. Люди просто понимают, что не могут себе этого позволить. Автомобили не продаются, продаж нет, ремонтов нет, ничего нет. И я думаю, что половина дилеров прекратит свое существование до конца этого года.
– Есть дилеры, которые успел закупиться по старым ценам?
– Есть. Этих запасов хватит до конца года. Но когда у тебя работает 20 человек, и ваша деятельность заключается в том, чтобы прийти в офис, включить компьютер и там сидеть целый день, а к тебе никто не ходит, потому что к тебе незачем ходить, машин у тебя нет, запчастей у тебя нет, на ТО люди не ездят. Этих запасов хватит до конца года, потом придется сокращать персонал.
– Как себя при этом чувствуют покупатели? Кто-то же покупает эти машины?
– Сейчас ни один человек не пойдёт покупать автомобиль, потому что рассчитывает на понижение цены. Автомобиль, наверное, худшее вложение денежных средств, потому что если есть деньги, возможно, недвижимость будет лучшим вложением, хотя тоже не самое лучшее. Но вложить деньги в автомобиль – хуже не придумать. При этом люди должны учитывать, что если у вас есть потребность в приобретении автомобиля, учитывая всю совокупность факторов., я имею ввиду и дефицит и долгую работу над отечественным автопромом, лучше рассмотреть покупку в ближайшее время, но нужно тысячу раз подумать и проанализировать предложения на рынке.
– Со вторичкой то же самое происходит?
– Со вторичкой все очень сложно. Сейчас все готовы на дисконт, естественно, но цены на вторичке они просто взяты с потолка. Это нереальные цены, которые пытаются увязать с показателями розничной цены на новый авто. Авторынок в этом случае как-то отрегулирует это, но не думаю, что значительно. Какие-то прогнозы сейчас делать по вторичному рынку. По-моему, вообще сейчас невозможно.
Берегите свой автомобиль, меняйте вовремя масло, расходники, потому что новый автомобиль вряд ли вы сможете купить в ближайшее времяМаксим Едрышов
– Все приходит к тому, что ближайшие лет 10 мы будем ездить на жигулях?
– Ну если они останутся – будем ездить на жигулях. У волжского автопрома не очень хорошее качество изготовления кузовов, они ржавеют и на 10 лет их может просто не хватить. Но мы идем постепенно к тому, что автомобили будут все старше и старше. Вчера Росстат опубликовал статистику очередную по возрасту автомобилей и у нас в среднем этот показатель составляет уже 14 лет. По регионам, конечно, очень сильно отличается, на Камчатке, к примеру этот показатель составляет 24 года, на это влияют поставки подержанных авто из Японии, которые действительно спокойно могут ездить 20-30 лет. Все идет к тому, что Центральная Россия будет приближаться к Камчатке, а она от нас отдаляться, потому что автомобили там тоже новее не станут.
– Что посоветовать, покупать машину или не покупать?
– Посоветовать можно одно – берегите свой автомобиль. Это единственный совет – берегите, меняйте вовремя масло, расходники, потому что новый автомобиль вряд ли вы сможете купить в ближайшее время. Потому что его просто не будет. Хотя вы всегда сможете съездить в Казахстан и купить там машину, но стоимость вряд ли обрадует кого-то. Понадобится где-то взять валюту, да и там тоже некоторое время будет наблюдаться дефицит. Дефицит автомобилей сейчас наблюдается не только у нас, но и во всем мире. Даже в Европе в марте продажи на 20% упали, потому что очень многие модели собирались у нас, шли на экспорт. Плюс в Украине производили очень большое количество компонентов – ремни, подшипники, которые сейчас не выпускают. Западному миру также потребуется время, чтобы переналадить выпуск тех или иных деталей. Но давайте прямо смотреть на вещи, для мира налаживание логистических поставок произойдет менее болезненно, чем для нас.