Танцы на мосту

Танцы на мосту

Танцы на мосту
Фото:

Новая и старая власть Волгоградской области по-разному оценивает перспективы достройки самого длинного моста в Европе

Экс-губернатор Волгоградской области, член Совета Федерации Николай МАКСЮТА подверг критике низкие темпы финансирования строительства скандально знаменитого "танцующего" моста через Волгу. Специалисты также считают, что мост надо как можно быстрее достроить, чтобы избежать новых рисков при его эксплуатации.

В администрации области согласны с аргументами, но полагают, что в регионе имеются и много других острых проблем, требующих финансирования. 

Вторую очередь, плановый объем финансирования которой оценивается в 16,3 млрд. рублей, планировалось завершить в три года, но федеральный бюджет не предусмотрел субсидии на 2010 и 2011 годы. А облбюджет на 2011 году выделил всего 262 млн. рублей, что обещает превратить волгоградский мост в уникальный долгострой. В ОАО «Волгомост»,, которое является генподрядчиком строительства, заявляют о готовности к строительству, как только поступит финансирование. Но на сегодня долги составляют уже около 1 млрд. 200 млн. рублей.

На днях вялотекущее строительство подверг критике экс-губернатор, а ныне член Совета Федерации ФС РФ Николай Максюта, под чьим патронажем строилась и вводилась первая очередь. В интервью местной телекомпании "Ахтуба" он заявил, что необходимо получить федеральные деньги и выделить более значительные суммы из облбюджета. Экс-губернатор полагает, что возвращение внимания федерального центра реально – при помощи Совета Федерации, в котором он сейчас занимает одно из кресел.

В администрации области не комментируют это заявление, а информацией о возможности вдохнуть жизнь в проект при посредстве российского сената пока не располагают. Новая власть также озабочена темпами стройки. Хотя обладминистрация и добилась выделения федеральным центром бюджетного кредита в размере 190 миллионов рублей, но радикально это проблему не решает. А с учетом коэффициента инфляции 1,08, остановка строительства ежегодно удорожает его на 1 млрд. рублей. В то же время, в регионе много других объектов, нуждающихся в деньгах. Около 1,5 млрд. рублей требуется на ремонт бесхозных мостов, 2 миллиарда – на другие мостовые сооружения, общей протяженностью 28 километров.

Мостовой переход через Волгу в Волгограде – самый длинный мост в Европе и первый в России балочный мост. Это комплекс инженерных сооружений общей длинной почти 30 киломметров (29, 684 км), в который входят мостовые объекты, дамбы, насыпи, 5 транспортных развязок.

Строительство начато в 1996 году. Заказчиком является региональное управление автомобильных дорог, а генподрядчиком – ОАО "Волгомост".

Пуск первой очереди, протяженностью 7,1 км, состоялся 10 октября 2009 года, финансирование ее составило около 12,5 млрд. рублей. Завершение первого этапа стало возможным, благодаря федеральному финансированию, софинансирование облбюджета составило 5 %.

Через полгода ввода в строй, мост подвергся катаклизмам – аномальным колебаниям, а затем проверке Генпрокуратуры. 20 мая вечером из-за ветрового резонанса он начал колебаться с амплитудой до метра, было экстренно перекрыто дорожное движение. Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от Генпрокуратуры разобраться с тем, как строился и эксплуатировался мост. Летом в СМИ появилась информация об итогах проверки Счетной палаты России, в которой утверждалось, что при строительстве допущено нецелевое расходование средств на сумму 152 млн. рублей, проект необоснованно завышен на 1,5 млрд рублей.

Сокращение финансирования второй очереди в обладминистрации связывают с тем, что объект не попал в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". В администрации опровергают версию о том, что отказ связан с техническим состоянием моста после аномальных колебаний, делая ссылку на года экспертное заключение, проведенное Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) им. Н.Е.Жуковского. Это подтверждают и в ОАО "Волгомост" – по информации подрядчика, согласно акту Госкомиссии, нарушений технологического характера или иного характера при проектировании и строительстве моста не выявлено, работы велись в соответствии с существующими нормами. После майского ЧП мост дополнительно укреплен: установлены демпферы – поглотители колебаний.

Наблюдатели по-разному расценивают обострившиеся дебаты вокруг моста. Одни полагают, что заморозка лежит на совести новой команды. Депутат областной думы Михаил Таранцов заявил, что "новому губернатору надо проявить больше активности в отстаивании интересов крупных инвестиционных проектов. Анатолию Бровко и карты в руки – ведь он заявлял, что знает, как ходить по московским коридорам".

Другая сторона считает, что экс-губернатор субъективен. По мнению наблюдателя, не пожелавшего авторизировать свой комментарий, Николай Максюта курировал финансирование проекта порядка 12 лет, у него могли сложиться добрые отношения с подрядчиками, что и подвигает его сейчас лоббировать возвращение былых темпов финансирования. "Деньги сейчас нужно тратить не на мегапроекты, а на дороги в селе. Из-за отсутствия подъездов к поселениям, некоторые могут быть даже законсервированы! Такой вопрос обсуждается" .

Эксперты в сфере проектирования считают, что вторую очередь нужно строить как можно быстрее, чтобы укрепить конструкцию. Андрей Куприков, который руководит институтом "Волгоградгражданпроект", принимавшем участие в проектировании, полагает, что основной переход через Волгу – "это серьезно рассчитанный проект, но работать он должен только в завершенном виде. Отсутствие второй очереди создает опасность для эксплуатации".

Елена Завьялова.

Читать volgasib.ru в