Москва, Ленинский проспект, дом 123 – здесь находится call-центр вызывной службы для животных. Я приехала по этому адресу, чтобы провести день с выездной бригадой. Звоню врачу Вячеславу, говорю, что стою на улице. Из здания ветклиники выходит мужчина в укороченной тёплой куртке, из-под нее виднеется медицинская роба, в руках ключи от автомобиля. Он приветствует меня, и мы идем к машине. По забитой стоянке глазами ищу автомобиль с какими-нибудь примечательными ветеринарными знаками и… не нахожу. Мы садимся в «рено», такую машину, про которую обычно говорят «рабочая лошадка». Интересуюсь, выделила ли эту машину клиника, хотя ответ напрашивался сам собой.
– Нет, это моя машина. На своей проще. Когда машину дают, то больше формальностей, ответственность дополнительная. А в свою сел и поехал, отчитываться не надо. Мы можем приехать с другого вызова, из дома, из ветцентра, не привязываясь к местоположению рабочей машины, – объясняет Вячеслав.
Я ожидала, что на вызовы ездит целая «бригада», как в человеческой «Скорой помощи», но оказалось, что для животных все немного иначе.
– Мы не государственная структура и не можем поставить себе мигалки на крышу. Поэтому мы не можем гарантировать, что приедем быстро. Если вызов срочный и адрес находится где-то рядом, мы тоже можем быстро приехать, но не позиционируем себя как «Скорая». Мы вызывная служба, подразделение врачей широко профиля, которые могут приехать на помощь и за плечами которых есть все ресурсы клиники, – рассказывает Вячеслав, пока прогревает машину.
Дежурный врач в вызывной службе – один, сегодня это Вячеслав, он принимает запросы из call-центра, и таким образом сам формирует свой маршрут. Его рабочий день зачастую зависит от количества вызовов, которые, как правило, известны еще накануне. На сегодня у Вячеслава пока один вызов, находится недалеко от call-центра, туда мы и направляемся. Перед тем, как отъехать, врач набирает номер хозяина сегодняшнего пациента. Вызов в силе, Вячеслава ждут. По дороге расспрашиваю врача и по совместительству водителя о его работе в службе.
– Мы просто врачи на выезде, как педиатры, которые к детям ездят. Они могут осмотреть ребенка, поставить предварительный диагноз, назначить лечение, порекомендовать сдать какие-то анализы. Наша служба – она такая же. Что-то мы можем сделать для пациента дома. Самое первое – это оценить реальное состояние животного. Потому что иногда хозяева обращаются к нам, например: у животного ухо чешется. Приезжаешь, а там животное уже три дня не пьет, не ест. Но хозяина почему-то беспокоит именно ухо. Мы осматриваем и объективно говорим, что ухо сейчас не самое главное. Или наоборот, хозяева бьют тревогу, а приезжаешь – все не так страшно. Однажды ночью был срочный вызов к кошке, у которой, по словам хозяина, начался эпилептический припадок, её выгибало. Но на месте выяснилось, что это проявления половой охоты у животного – течки. Кошка молодая, первый раз «загуляла». Разные бывают случаи, но в основном мы выезжаем, чтобы, осмотрев пациента, предложить наиболее рациональную схему диагностики и терапии. Что сделать в первую очередь, что во вторую, как эффективно помочь и не потратить средства напрасно. Это наша основная цель.
В процессе разговора замечаю, что мы уже въезжаем на закрытую территорию одинаковых домов. Шлагбаум, охрана, новостройки – похоже, район обеспеченных людей. Один из охранников уточняет, куда мы, и вспоминает, что сегодня ждут ветеринара. Учтиво указывает, где лучше припарковаться. Вячеслав берет из багажника синюю сумку с красным крестом в белом кружке. Совсем как у работников человеческой «Скорой помощи», но набор в ней препаратов другой. Самое необходимое у ветеринара – бахилы, градусник, перчатки и фонендоскоп, хотя я уже знаю, что сегодня Вячеслав этим не ограничится. Мы заходим в светлый подъезд с большими окнами и цветами на стеллажах. Консьерж уже знает врача: Вячеслав приезжает сюда второй раз. Я думала, что вызов врача-ветеринара на дом – это дорогая услуга, и потому не удивилась, что заказчик живет именно в таком доме и мы едем в лифте на шестнадцатый этаж под звуки классической музыки. Но нет, вызывают совершенно разные люди, так как услуга вполне доступна с точки зрения финансов, и сегодняшний день это еще докажет.
Садимся в машину и направляемся в ветцентр на проспекте Вернадского, где Вячеслав меняет свой рабочий инструмент. Пока едем, интересуюсь, почему люди вызывают ветеринара на дом.
В клинике на Вернадского проходим через стационар для животных – тут ряд клеток с собаками и кошками. Их привозят для временного пребывания в больнице перед операцией и после нее. Мы проходим в отдельную комнату, куда посторонним вход воспрещен. Мне сегодня зайти можно, но бродить по врачебному кабинету нежелательно, поэтому стою у дверей и наблюдаю, как Вячеслав передает коллеге на стерилизацию свои инструменты и обсуждает рабочие вопросы. При выходе не успела я спросить, как сложится рабочий день дальше, ведь вызовов пока нет, а Вячеславу уже передали заявку из call-центра. В Новых Черёмушках плохо собаке, надо ехать. Садимся в машину, Вячеслав уточняет адрес и смотрит маршрут по своему «навигатору» – старому верному дорожному атласу Москвы.
Ехать снова недалеко. Так как сама клиника находится на юге Москвы, звонят часто из этого района. По новому вызову информации очень мало, поэтому спрогнозировать и чего-то ожидать сложно. Приедем, в первую очередь, будет осмотр. Вспоминая разные такие «плохие» состояния животных, Вячеслав, смеясь, рассказывает, что в последнее время магазин «Дикси» обеспечивает работу вызывной службы. Маленькие игрушки-прилипалы, которые дарят покупателям, очень хорошо едят домашние животные. А потом эти игрушки так же хорошо застревают в кишечнике. В результате хозяева звонят и говорят, что питомцу «плохо». За время работы Вячеслава в вызывной службе, у него было много разных интересных случаев, но сходу рассказать оказалось сложно. Ведь каждый вызов индивидуален, каждая поездка – отдельная история. Скучать сотрудникам вызывной службы точно не приходится.
– Первое время на кастрации я забывал проверять наличие характерного полового признака перед анестезией. Однажды приехал к мейн-куну на такую операцию. Хозяева сказали – кот, в документах тоже указано, что кот. Ничего не заподозрил, а сам не проверил, сделал анестезию, все приготовил. Оказалось, что резать нечего – это была кошка, – вспоминает ветеринар.
За разговорами мы приезжаем в тихий район советских пятиэтажек. Вячеслав снова берет свою синюю сумку, и мы идем к дому. Набираем код, скрипучая дверь пропускает нас в подъезд. Пациент живет на первом этаже, звоним в квартиру. Открывает женщина, сожалея, что «даже не встречает». Проходим в комнату, у входа на коврике лежит собака, на двух кроватях расположились кошки. «Даже не встречал» американский питбультерьер – второй пациент Вячеслава на сегодня. Врач проделывает всё те же действия: моет руки, заполняет «карту больного», открывает сумку, достает перчатки, проводит осмотр. Хозяйка рассказывает, что собака со вчерашнего дня не ест, и ее тошнит. Чтобы исключить часть возможных заболеваний, которые сопровождаются такими же симптомами, Вячеслав мерит псу температуру и слушает через фонендоскоп. Температура в норме, дыхание тоже. А вот кожа, замечает врач, как пластилиновая, начался процесс обезвоживания организма. Поставить диагноз сейчас невозможно, но, прежде всего, необходимо исключить вариант наличия инородного тела в кишечнике. Поэтому Вячеслав предлагает хозяйке два варианта: вести собаку сейчас же в клинику на рентген и УЗИ или временно терапевтически облегчить состояние пациента, чтобы хозяйка отвезла питомца чуть позже. Выбран второй вариант. Вячеслав колет собаке три укола и составляет очередное заключение. Рекомендации даны, мы удаляемся.
На сегодня, пока новых адресов не поступило, Вячеслав планирует отправится по своим делам. В вызывной службе нет обязательства сидеть на месте у телефона в ожидании вызова. Есть свободное время – можно заняться своими делами, вызов поступил – выполняй работу. И пусть вызывная служба для животных не такая скорая, как человеческая, главная обязанность – тоже быстро и эффективно помочь пациентам и их хозяевам.
Анастасия Красновская, Москва
Специально для «Социнформбюро»