Служить бы рад, «пресс-служиваться» тошно
В наши дни, возможно, практически все ведомства, тем более функционирующие на государственном уровне, обзавелись если не пресс-службой, то пресс-секретарем точно. Структуры пытаются работать открыто, и регулярно давать в массы информацию о результатах своей деятельности: взаимодействуют со СМИ штатные единицы, отвечающие за контакты с прессой.
Журналист Сергей Комаровских в РИА «Омск-Информ», описал свое видение положения ситуации, с которым, вероятно, неоднократно сталкивался на личном опыте. Положение, о котором знают и которое обсуждают по большей части только его коллеги, каждодневно пытающиеся выстроить комфортную и действенную линию работы с пресс-службами. Порой действительно складывается явственное ощущение, что пресс-службам куда приятнее работать без вмешательства СМИ – формировать и рассылать пресс-релизы и не слышать ни о каких запросах, тем более личных встречах с руководством. Переговоры с пресс-секретарями затягиваются днями и в итоге сходят на нет с течением времени.
Таким образом власть дозирует информацию, считает Комаровских. Причем, если произошло что-то из ряда вон выходящее или важное для самих пресс-служб и их организаций, информация может быть распространена молниеносно. Похвалиться – это за ведомством не заржавеет. А если пресс-служба не заинтересована (или просто не понимает, к чему это приведет, что чаще всего и бывает) в распространении информации, хочет ее придержать, скрыть, то работать с такой пресс-службой крайне неэффективно. В таких случаях они в рот воды наберут и молчат как партизаны.
Пресс-службы изначально созданы, увы, не для сотрудничества с прессой. У нас давно строили и благополучно построили этот барьер между СМИ и ведомством. Вполне себе надежный барьер.
Если в прежние времена секретарь приемной соединяла вас с руководителем, то теперь секретарь в приемной отправит вас в пресс-службу, которая, как правило, сама ничего не комментирует, сути дела не знает и на вопросы не отвечает. И вам предстоят долгие разговоры, объяснения-пояснения, отправка письменных запросов и вопросов, на которые тем не менее можно будет не отвечать неделями. А там смотришь – журналисты уже и отстали. И в ведомстве опять полный штиль.
Сталкиваясь с пресс-службами, по мнению Сергея Комаровских вы очень часто сталкиваетесь прежде всего с несамостоятельностью и некомпетентностью. А отсюда и барьеры. Отсюда и безудержное отстаивание интересов ведомства. Отсюда и зарплата. А кто платит, тот и заказывает музыку…
Как показывает опыт и в Волгоградском регионе львиная доля успешного разговора, исход которого может стать результативным, зависит от расположения пресс-секретаря к позвонившему журналисту. Есть случаи, когда пресс-секретарь, зафиксировав ряд вопросов, консультируется в ведомстве, а в дальнейшем связывается редакцией, чтобы в разговоре изложить ответы. Но это, скорее, исключение из правил: устного, именно вразумительного ответа по теме, который в материале можно дать как комментарий, добиться почти не возможно.
Как правило, услышав конкретный, возможно «неудобный» вопрос, пресс-секретарь сообщает, что ответ на него требует подтверждения и будет дан после получения письменного запроса. В этом случае по закону «О СМИ» у представителей ведомств есть неделя, чтобы ответить на запрос журналиста. Причем, даже в том случае, если пресс-служба не затягивает и отвечает в 7-дненый срок, хорошего в этом мало. В эпоху интернет-СМИ редкий информационный повод выдержит такой хронометраж для комментария.
Тем не менее, волгоградские пресс-секретари и отдельные ведомства, куда не направляло бы ИА «Социнформбро» запросы, ни разу в отведенные законом сроки не были отработаны. Более того, отдельные комитеты и вовсе позволяют себе игнорировать данные обращения. В таком случае возникает вполне обоснованный вопрос – для кого работают волгоградские чиновники, и почему намеренно скрывают актуальную для общества информацию?
По сложившейся практике из года в год, ряду карманных СМИ и холдингов выделяются вполне крупные суммы, в виде грантов, субсидий, а так же на конкурсной основе. В документации к таким конкурсам четко прописано – «Освещение муниципальной деятельности», выиграть подобные тендеры сторонним организациям не реально, поскольку документация составлена таким образом, что издание не соответствующее какому либо второстепенному пункту просто отсеивается.
В результате, получается, как и пишет омский журналист, что пресс-службы и ведомства созданы не для сотрудничества со СМИ, а в качестве надежного барьера между свободной прессой и чиновниками, который бы мог отесивать ту информацию которая не нанесет вред прежде всего власть имущим, что до законов, то их и соблюдать не обязательно.