В ближайшее время регион может лишиться еще одного завода. Салон по продаже автомобилей «КИА» поставил на грань выживания своего арендодателя – «Волгоградский Мотороремонтный завод». О том, как топ-менеджер завода, минуя экономическую целесообразность, может заключить договор аренды так, чтобы предприятие осталось должным арендатору, что за схема применяется, как одним росчерком пера бывшего генерального директора успешный завод стал банкротом и имеет ли место рейдерство – в материале «СоцИнформБюро».
В 2017 году в арбитраж поступило заявление от ООО «А.С. Авто» с требованием признать АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» банкротом. В настоящий момент на заводе введено конкурсное управление, деятельность приостановлена. Сумма предъявляемых требований превышает 40 миллионов рублей, предприятие находится на грани банкротства.
В далеком 2006 году генеральный директор Мотороремонтного завода Александр Карпов сдал ООО «А.С. Авто» в долгосрочную аренду площади на шоссе Авиаторов 11, на которых впоследствии возник автосалон по продаже автомобилей «KIA». Согласно условиям договора все затраты на ремонт и эксплуатацию помещения ведутся арендатором, и не подлежат никакому возмещению, так как у каждого дилера свои стандарты узнаваемости бренда. Однако, спустя 3 года вполне удачного сотрудничества, Александр Карпов заключает с директором «А.С. Авто» Александром Алексеевым дополнительное соглашение, согласно которому все затраты на работы по «улучшению, перепланировке, переоборудованию арендуемого помещения подлежат денежному возмещению «по первому требованию», при этом, речь идет не только о предстоящих улучшениях, но и работах, выполненных с самого начала арендных взаимоотношений, которых вместе с процентами накопилось на 44 миллиона рублей). При этом, арендная плата за пользование помещением в 4 тысячи квадратных метров составляет порядка 500 тысяч рублей.
По словам акционеров, о самой сделке им было ничего неизвестно. Уже позже, при детальном анализе, стало ясно, что оно в целом не имело никакого экономического смысла, поскольку при годовой выручке предприятия в 6 миллионов рублей, что является по факту себестоимостью с учетом оплаты налогов и заработной платы сотрудникам, для выплаты «долга» потребовалось бы порядка 26 лет. Подозревая сговор Карпова и Алексеева, целью которого, по мнению акционеров, является рейдерский захват арендованного имущества предприятия, было подано заявление в Следственный комитет России на имя бывшего руководителя с просьбой привлечь к ответственности Карпова за злоупотребление полномочиями по ч.2 ст. 201 УК РФ. Однако расследование уголовного дела, которое было возбуждено еще в 2015 году, неоднократно приостанавливалось и до сих пор не расследовано. Следователя, выносящего постановление о прекращении уголовного дела, не смущала даже позиция сейчас уже бывшего замруководителя управления СКР Армена Енокяна, который неоднократно указывал на ошибки и возвращал уголовное дело на доследование.
Параллельно с этим шли судебные тяжбы о взыскании с завода суммы тех самых неотделимых улучшений, в ходе которых «А.С. Авто» были предоставлены сведения о договорах на проведение ремонтных работ. Примечательно, что практически все фирмы, производившие для арендатора работы, обанкрочены и ликвидированы. А у действующих юридических лиц в настоящий момент решением ФНС России заблокированы счета. В частности, электромонтажные работы проводило некое ООО «Сервис-Система», среднесписочная численность сотрудников 0-5 человек – обанкрочено и исключено из реестра. ООО «Волгострой» ликвидировано. В ООО «Тема» со штатом в 3 человека приостановлены операции по счетам. ООО «Интертехстрой» ликвидировано. Список можно продолжать еще долго, по всем контрагентам, выполнявшим работы, имеется схожая ситуация. Но одно юридическое лицо, которое специализировалось на строительстве инженерных коммуникаций – ООО «СК Вектор»- заслуживает более пристального внимания. Согласно открытым источникам, фирма была зарегистрирована 10 февраля 2011 года и уже 18 февраля заключила договор подряда с «А.С. Авто». Через 3 года фирма ликвидируется через банкротство.
– Весь последний год, с подачи экс-руководителя ФНС России, а ныне премьер-министра России Михаила Мишустина, проливался свет на особенности ведения бизнеса в России до 2014-2015 годов. Юридические лица росли как на дрожжах. Существовали год-два, накапливали долги и схлопывались. Фактически весь российский бизнес, об этом нужно говорить прямо, работал через обнальные схемы. Фактические исполнители, будь то строители, ремонтники, получали оплату кэшем. Зачастую никто из работников официально не проводился, их нанимали фактически с улицы. Но деньги нужно было где-то взять, схема работала просто, находилось юридическое лицо, которое под 10-12, а позже и под 20% комиссии, обналичивали средства и передавали заказчику. В данном случае нужно конкретно разбираться и изучать все обстоятельства. И, если данный подход применялся, то, разумеется, нужно поднимать вопрос о привлечении к ответственности всех участников этих сделок. Прецеденты подобному в стране имеются. – считает экономист Павел Александров.
Между тем, руководство завода уже пошло на вынужденное сокращение работников и все усилия и ресурсы теперь тратит на суды. 16 января Центральный суд признал незаконным прекращение уголовного дела в отношении бывшего директора завода Карпова. Прокуратура, которая по сути должна поддерживать обвинение в суде, настаивала на обоснованности прекращения уголовного дела и сейчас обжалует постановление в апелляцию, тем самым становясь в позицию защиты обвиняемого. В связи с этим у завода и акционеров есть обоснованные сомнения в справедливости.
– Мы уверены в сговоре Карпова с Алексеевым. Об этом свидетельствует даже тот факт, что в судах Карпова защищает адвокат из коллектива «Мязин и Ко», представляющий интересы «А.С. Авто» в Волгоградском арбитраже. В частных беседах нам постоянно говорят о том, что в Следственном комитете у них всё схвачено, нам называют конкретные фамилии следователей, которые ходят и к судьям, и к исполнителям. Свои люди им помогут. Мы не утверждаем, но возможно именно поэтому следователи постоянно под разными предлогами пытаются дело прекратить. Что касается самого договора, ни один предприниматель в здравом уме никогда бы не подписал таких документов, поскольку это не выгодно предприятию и априори ставит в положение банкрота. По нашему мнению, это чистой воды рейдерский захват. «А.С. – Авто», возлагая на завод обязанность по возмещению затрат на произведенный капитальный ремонт, фактически приобрел право безвозмездного пользования имуществом, извлекая только прибыль. Наш арендатор получил необоснованный доход, предпринял попытку «захвата» объекта недвижимости, принадлежащего заводу на праве собственности, и инициировал процедуру банкротства предприятия. Ни суд, ни Следственный комитет в упор не хотят видеть вопиющих нарушений уголовного и гражданского законодательства и явных признаков сговора и рейдерства в действиях альянса «А.С.-авто» и бывшего директора завода, – комментирует акционер «Мотороремонтного завода» Андрей Шакалинский.
В свою очередь получить оперативный комментарий у представителей «А.С. Авто» в настоящий момент не удалось.