Мониторинг ОНФ показал, что от таких домов отказываются управляющие компании, а администрации не содействуют в назначении УК, что приводит к большому количеству коммунальных проблем.
По данным ИА «СоцИнформБюро», активисты Народного Фронта проанализировали сводный реестр лицензий на сайте ГИС ЖКХ и выявили, что у половины аварийных многоквартирных домов отсутствует управляющая компания. Эксперты сделали выездные рейды по 78 субъектам РФ. Выяснилось, что из 634 посещённых домов снесено или расселено 114. У оставшихся 520 домов судьба сложилась по-разному: в 46 домах (10%) управляют сами жильцы, 204 дома (41%) оказались бесхозными, а оставшиеся всё же имеют свою управляющую компанию.
Проблемы для таких домов однотипны: не проводится уборка в подъездах и на прилегающей территории, с перебоями вывозится мусор, не осуществляется ремонт. Что-то жильцы многоквартирных домов могут взять на себя, например, уборку. Но организовать весь процесс коммунального обслуживания сложно.
Аварийные дома обычно остаются без управляющих компаний в двух случаях: отсутствие замены при ликвидации УК и когда сами управляющие организации не хотят браться за обслуживание таких домов. Причём, когда местные администрации не могут успешно провести конкурс на управление жильём, то про него, как правило, забывают. Особенно часто подобные случаи стали происходить после того, как первый этап программы расселения из аварийного жилья (если его признали таковым до 2012 года) завершился в 2017 г.: регионы практически не берутся расселять жильцов домов, которых внесли в реестр аварийного жилья после 2012 года.
Руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков считает, что путей решения проблемы пока не видно:
– Несмотря на то что проблема аварийных домов без управления находится в фокусе внимания Минстроя России, пути ее решения остаются все еще неясными. С января 2019 года должна вступить в силу поправка в Жилищный кодекс, согласно которой в случае если многоквартирный дом оказался без управления, то его эксплуатацией будет заниматься временная управляющая компания, определяемая органом местного самоуправления. Однако порядок и условия осуществления такого механизма до сих пор не определены, что затруднит, на наш взгляд, исполнение данной нормы.