Коронавирус в Волгоградской области:
«Это была имитация деятельности». Учитель из Волгограда о дистанционном образовании и особенностях приближающегося учебного года

«Это была имитация деятельности». Учитель из Волгограда о дистанционном образовании и особенностях приближающегося учебного года

«Это была имитация деятельности». Учитель из Волгограда о дистанционном образовании и особенностях приближающегося учебного года
Фото:
Globallookpress

Учитель с 30-летним стажем высказалась о проблемах учителей и учеников, с которыми им приходится сталкиваться в период эпидемии.

Приближающийся новый учебный год ставит все больше вопросов перед учителями, родителями и школьниками. Каким он будет? Пойдут ли дети в школу или снова будут заниматься дистанционно? Ежедневно в прессе появляется противоречивая информация о том, будут дети учиться в очном формате или нет, начнется ли учебный год с торжественной линейки 1 сентября или праздник снова пройдет, как и «Последний звонок» в онлайн-формате. Как обстоят дела с решением этих вопросов на школьной «передовой» рассказала учитель волгоградского лицея №11 Татьяна Кошкарева.

— Я учитель с 30-летним стажем, мама троих детей и горжусь тем, что я из династии учителей. Моя старшая дочь тоже учитель, а младший сын идет в 4-й класс. Поэтому всё, о чем я могу рассказать, это мой личный и педагогический опыт, — поделилась с журналистами «СоцИНформБЮро» Татьяна Кошкарева.

Татьяна, как и её дочь, преподает английский язык. Но будучи не только учителем, но и мамой школьника, она всерьез переживает за качество образования, которое дается в условиях борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции. ИА «СоцИнформБюро» неоднократно писало о впечатлениях родителей и школьников от образовательного процесса, организованного в период самоизоляции. Татьяна Кошкарева одна из немногих учителей, решивших рассказать с чем сталкиваются в этом режиме педагоги.

— Я могу говорить в основном о проблемах учителя в данной ситуации и как родитель, у которого дома один компьютер. Уроки и мои, и у сына были поставлены в одну смену, поэтому сын мог учиться только по телефону, а это жутко неудобно. Тот вид дистанционного образования, с которым мы столкнулись, оказался вообще неприемлем. Это была в большинстве имитация деятельности. Об этом можно подискутировать, потому что это была одна большая общая проблема, да ещё и оценки запретили ставить, не говорю уже о двойках, которые просто исчезли из обихода, — вспоминает Татьяна.

По словам педагога, часть детей вовсе не была охвачена дистанционным обучением в силу отсутствия технических возможностей, но были и те, кто просто воспользовался сложившейся ситуацией и устроил себе каникулы раньше времени.

— Были ученики, бессовестно воспользовавшиеся отсутствием контроля, которые вообще не учились и даже не выполняли задания, внесённые в электронный дневник или в группу в ВК, удобную для ребят. Поэтому выставленные по итогам двух триместров оценки, как говорится, в пользу ученика, оказались чересчур завышенными. Поэтому и итоги конкретно у меня вышли необъективные, что может привести к определённым проблемам в начале учебного года. Ведь обучение было неполноценным и ребята слишком долго отдыхали, — считает Кошкарева.

Соглашаясь на интервью, Татьяна отметила, что, если не говорить о проблемах, они не перестанут быть проблемами. По словам педагога, ее точку зрения разделяют и ее коллеги, и в лицее, и в других школах. Проработав несколько недель на «дистанте» учителя пришли к единому мнению, что для внедрения такой формы обучения необходимы не только специальные навыки и подготовка, но и оборудование – и не только для учителей, но и для учеников и родителей.

— Мы, конечно же, не против осваивать новые виды и технологии обучения, время на месте не стоит. Но это не должно носить стихийный непоследовательный характер. Это наносит больше вреда самому процессу и отражается на мотивации детей к учению. В первую очередь должны быть исследованы технические возможности всех участников образовательного процесса, при необходимости улучшены и апробированы. А также проведена разъяснительная работа с родителями. Но в любом случае дистанционное обучение не заменит живого общения учителя с учениками, поскольку при «дистанте» невозможен контроль того, как проходит обучение.

Говоря о дистанционных формах взаимодействия в школах, нельзя было не остановиться и на внутришкольных традиционных мероприятиях. Выпускники-2020 уже лишились традиционного «Последнего звонка» и выпускного бала, а теперь есть шанс, что без «Первого звонка» останутся будущие первоклассники. Татьяна Кошкарева считает, что подобные мероприятия являются неотъемлемой частью школьной жизни и никакие онлайн мероприятия их не заменят.

— Мне очень жаль, что ребята в этом году лишились одного из самых дорогих сердцу праздников прощания со школой. Наш лицей, как и другие школы, подготовил онлайн звонок, он был хороший. Я также посмотрела и другие подобные мероприятия в интернете и выскажу только своё мнение, как учитель и мама уже двоих детей, закончивших школу с церемонией традиционного «Последнего звонка». В этом году все мероприятия были лишены на мой взгляд главного — незабываемых чувств единения, грусти и надежды, настоящих слез на глазах выпускниц, их мам и учителей. В каждом «Последнем звонке» мне очень дорога щемящая грусть от того, что ученики, которые стали частью жизни, покидают родные стены школы. Это самые искренние минуты оценивания всего того, что было прожито вместе за школьные годы. На расстоянии этого не почувствуешь, и поэтому было очень грустно, но уже от другого. Тоже самое касается и праздничной линейки 1 сентября — для меня и моей учительской семьи линейка 1 сентября это большой и любимый праздник встречи с учениками, первых поздравлений с началом учебного года, который даёт мне заряд для работы. Это непередаваемая атмосфера с летящими по улицам белыми бантами, букетами, спешащими нарядными первоклашками. Это лица взволнованных родителей и коллег, музыка и ожидание чего-то нового. Я считаю, что линейки 1 сентября нельзя лишать истосковавшихся по традиционным урокам, учителям и одноклассникам, учеников. Мы, учителя и родители готовы помочь в обеспечении всех мер безопасности для того, чтобы у наших детей был этот праздник! – уверена педагог.

Для того, чтобы линейка 1 сентября состоялась в традиционном формате, а дети пошли в школу не по интернету, а в действительности, Роспотребнадзор разработал определенные рекомендации. Но, по мнению педагога, эти рекомендации настолько же сырые, насколько не проработанным был момент перехода на дистанционное обучение в конце прошлого учебного года.

— Кто может показать мастер-класс по составлению расписания для школы на 1300 детей с одним спортивным залом, чтобы всем хватило места для обучения? Как создать равные условия для учителей и учеников для полноценного ведения образовательного процесса, при условии, что во многих региональных школах в России не все кабинеты оснащены компьютерами с соответствующим программным обеспечением, интерактивными досками, и банально не хватает мест для рассадки детей, потому что в классах по 30 и более учеников? Чтобы исполнить рекомендацию о наличии 15 учеников в классах, нужно будет поделить их, а кто придёт обучать детей при категорической нехватке педагогических кадров даже в обычных условиях? Еще одной проблемой для организации учебного процесса с учетом рекомендаций Роспотребнадзора стало питание детей во время перемен. Как накормить детей всей начальной школы даже по 6 классов за 20 минут перемены, если надо обеспечить дистанцию? Ну и вопрос на засыпку: раздевалка для уроков физкультуры 16 метров. На каждой перемене там должны переодеться для урока или после урока мальчики или девочки 4-х классов одновременно? Вот в таких проблемах проводят лето наши директора школ, понимая, что это невозможно. Но помощи им ждать неоткуда, — переживает педагог.

Тем временем, до начала учебного года еще 7 недель. Как сложится эпидемиологическая ситуация за это время неизвестно. В Волгоградской области продолжают снимать ограничения, но сдвигают даты открытия лагерных смен в пришкольных и загородных лагерях. Волгоградские учителя, школьники и родители надеются, что новый учебный год начнется в обычном формате с белыми бантами и букетами цветов.