Контрольно-счетная палата Волгоградской области выявила многочисленные нарушения при переходе на новые условия оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений региона за 2009 год и первое полугодие 2010 года.
Как сообщили информагентству "Социнформбюро" в пресс-службе КСП Волгоградской области, проведенное в 2008 году повышение фонда оплаты труда бюджетных учреждений региона на 14% и 30% не совпало со сроком введения новой системы оплаты труда, как это предусматривалось на федеральном уровне, введение её с 1 сентября 2009 года не позволило значительно увеличить заработную плату, а только изменило её внутреннюю структуру.
Недостаточная проработка новой системы оплаты труда, отсутствие должного контроля Комитета по образованию администрации Волгоградской области при её введении привели к нарушению трудового законодательства по отношению к работникам образовательных учреждений, к недоплатам заработной платы у одних сотрудников, и переплате у других. Сумма переплат составила 1 млн.828 тыс. рублей.
Сотрудники КСП установили, что в ряде учреждений после принятия новой системы оплаты труда были введены от 4 до 122 видов новых стимулирующих выплат, которые не предусмотрены Законом, и на выплату которых направлено почти 5 млн. 600 тыс. рублей.
Руководители восьми государственных образовательных учреждений начислили себе доплаты к заработной плате, не предусмотренные ни в их трудовых договорах, ни приказами Комитета. За 2009 год и 1 полугодие 2010 года сумма таких выплат составила 1336,7 тыс. рублей. Так, у директора ГОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж» доплата составила 281 тыс. руб., директора Училища №60 – более 389 тыс. руб., ГОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж» – 210,5 тыс. руб., ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Волгоградский детский дом» – 166 тыс. руб. и т.д.
Такая же ситуация сложилась с выплатами надбавок за непрерывный стаж. Директор ГОУ НПО «Профессиональное училище №47» выплачивал такую надбавку только себе. Остальным сотрудникам надбавки за непрерывный стаж, выслугу лет при наличии трудового стажа после введения новой системы не устанавливались и не выплачивались.
В целом, отсутствие региональных нормативов финансирования педагогических учреждений свидетельствует о неготовности Комитета к изменениям правового положения государственных образовательных учреждений, которое должно проводиться по Федеральному закону от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
Контрольно-счетная палата предложила Волгоградской областной Думе и главе администрации Волгоградской области рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Закон Волгоградской области №1862-ОД «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области».
КСП считает необходимым увеличить минимальный размер оклада (ставки) первого квалификационного уровня до минимального размера оплаты труда. Так как фактически часть средств, предназначенных на выплату стимулирующих надбавок, направляется на доведение общего размера заработной платы таких работников до минимального размера оплаты труда.
По мнению специалистов счетной палаты, нужно принять нормативные правовые акты, устанавливающие региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника. А также установить нормы труда и нормативы оплаты педагогических работников, то есть создать четкую и прозрачную схему расчета.