Несколько слов касательно оперетты. Волгоградской

Несколько слов касательно оперетты. Волгоградской

Несколько слов касательно оперетты. Волгоградской
Фото:

В Музыкальном театре представили долгожданную премьеру. На сцене – оперетта Легара «Веселая вдова»

После посещения Музыкального театра вспомнилась статья Юлиана Тувима «Несколько слов касательно оперетты». Впервые она увидела свет в 1924 году, но по-прежнему актуальна, хотя прошло без малого 100 (!) лет. Правда плюмажей стало на сцене поменьше, да в кордебалете не сорок пять, а шесть или в лучшем случае восемь (позволим себе заменить авторское слово из-за ужесточения законодательства о СМИ) танцовщиц.

Оперетта для граждан, рожденных в СССР, это что-то вроде нынешней попсы или сериалов. Люди жили скромно, а здесь тебе и перья и бархат, неземная любовь, шутки, чудесные мелодии, бесхитростные истории, которые всегда заканчиваются если не свадьбой, то помолвкой. Говорят, чуть ли не сам товарищ Сталин, в целях создания позитивного эмоционального фона у населения, подправил вводные Ленина и заявил, что важнейшим из искусств является не кино, а именно музыкальная комедия. После чего театры, работающие в этом жанре, стали открываться повсеместно. И денег на перья не жалели.

Волгоградский театр музыкальной комедии, недавно отметивший 80-летний юбилей, когда-то входил в пятерку лучших опереточных коллективов страны. Здесь собралась поистине звездная труппа. И, разумеется, великолепная постановочная группа во главе с художественным руководителем народным артистом России Юрием Гениным. Профессиональный режиссер, мудрый руководитель, который четко понимал, куда он ведет свою паству, а та доверяла ему беззаветно. Что-то получалось хуже, что-то лучше. Для любого театрального коллектива – это объективный творческий процесс. Театр развивался, его труппа формировалась буквально как коллекция дорогих картин или ювелирных изделий. И репертуар подбирался соответственно возможностям исполнителей. Наверно, это и есть главное впечатление после премьеры. Нельзя ставить «Кармен» и «Евгения Онегина» без Кармен и Онегина. Иначе не из той оперы получается. Также и с «Сильвой» обстоят дела, и с «Веселой вдовой».

Время теперь иное: главными показателями деятельности любого театра является количество зрителей, спектаклей и объем доходов от них. Вроде бы театр работает, выпускает и показывает новые спектакли, но движения вперед нет. Дело не в скромном финансировании, которым зачастую оправдываются театральные деятели. Оперетта, конечно же затратный жанр, но талант режиссерам на то и дается, чтобы зрители в зале ахнули: верю. Наряду с популярными опереттами в афише должны соседствовать мюзиклы, музыкальные представления, разнообразные концертные программы, ориентированные на разные целевые аудитории. И с разными бюджетами.

Многое, если не все, зависит здесь от художественного руководителя, творческого лидера. Именно он должен понимать и задавать вектор развития, основываясь на балансе труппы. Репертуарный театр не может существовать без лидера. Это путь в никуда. Либо необходимо отказаться от действующей системы стационарных театров, и перейти на проектную систему, как в принципе давно уже живет и Америка и Европа.

Дело не в отдельном театре отдельного города. Точка кипения в этой сфере явно достигла максимума. Скандалы в Большом, Новой опере, театре на Таганке, Гоголь-центре и так далее. Таковы ныне театральные новости. А сколько конфликтов в провинциальных театрах?

Перефразируя Цоя: «Перемен, все ждут перемен». Или как у Тувима в вышеназванной статье: «Дурацкое это зрелище должно решительно уступить место».

Читать volgasib.ru в