«От автоподстав к потребительскому терроризму?» Волна исков к автосалонам докатилась до Волгограда

«От автоподстав к потребительскому терроризму?» Волна исков к автосалонам докатилась до Волгограда

«От автоподстав к потребительскому терроризму?» Волна исков к автосалонам докатилась до Волгограда
Фото:
Range Rover Velar\ GlobalLookPress

Автоюристы, автоэксперты, адвокаты, судьи, правоохранители – долгие годы умелого использования пробелов в законодательстве Российской Федерации позволили сформировать целую отрасль, эффективно работающую по взысканию ущерба со страховщиков. Волгоград в этом отношении занимал лидирующие позиции. Суммы исков к страховщикам исчислялись миллиардами рублей. После громких и резонансных дел, по результатам расследования которых, целые группы людей лишились свободы по статье мошенничество, а некоторые и по статье 210 УК РФ – создание организованного сообщества, волна фиктивных ДТП постепенно сходит на нет.

Однако, уже сейчас можно говорить о том, что раз одна лавочка закрылась – открылась другая. Со страховых компаний люде переключились на автосалоны. Всерьез об этой проблеме заговорили в конце мая текущего года, когда ведущие мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России.

28 мая Hyundai, Kia, Mercedes и Jaguar LandRover — заявили о схемах мошенничества с участием судов Краснодарского края «под прикрытием» исков о защите прав потребителей. Представители автоконцернов полагают, что суды Краснодара (Прикубанский, Советский, Октябрьский и Ленинский) задействованы в схеме по взысканию с производителей возврата стоимости автомобилей, в несколько раз (иногда в девять и более) превышающего первоначальную стоимость машины при ее продаже.

При этом стоит понимать, что порой взыскание ущерба происходит не по причине какой-либо поломки транспортного средства. В частности, в Волгограде 29 апреля Дзержинский районный суд Волгограда рассмотрел дело по заявлению Альвидаса Рубиса, который приобрел в одном из дилерских центров автомобиль Range Rover Velar стоимостью 6,5 миллионов рублей. В процессе эксплуатации гражданин Рубис пришел к выводу, что ему в спину давит некий инородный предмет, находящийся в спинке водительского сиденья, что, по его мнению, создает не только дискомфорт, но и сказывается на безопасности дорожного движения.

Согласно материалам дела, Рубис обратился к дилеру с требованием устранить дефект. Однако после проверки выяснилось, что инородный предмет отсутствует. В спинку сидения вмонтирован блок климат-контроля, который является частью комплектации данного автомобиля, более никаких предметов не обнаружено. Блок находился на своем штатном месте, не перемещался и не выпирал. Подобная позиция клиента автосалона не устроила, и он обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с автосалона полную стоимость автомобиля, неустойку в размере 6,7 миллиона рублей, а также штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом. Невзирая на то, что было проведены 2 судебные экспертизы, которые показали противоположный результат, судья Волынец выносит решение в пользу истца, обязывая автосалон выплатить в его пользу почти 20 миллионов рублей. Решение не вступило в законную силу и обжалуется.

Эксперты уже усматривают в подобных подходах потребительский терроризм. В частности председатель Волгоградского регионального отделения Движения автомобилистов России и член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян считает, что подобные дела должны расследоваться объективно и, если вина потребителя будет доказана, он должен нести уголовную ответственность.

С таким видом мошенничества мы в Волгограде пока не сталкивались. Но наши коллеги в других регионах уже изучают эту проблему. Я считаю, что в каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально. Если есть вина салона, то наказывать салон. Если же потребитель зарабатывает на предпринимателях через мошеннические схемы, то привлекать за это к уголовной ответственности. – отметил активист.

Так же Армен Карленович добавил, что если рассматривать традиционные случаи автоподстав, то там можно поднимать вопрос прямо о чистоплотности судей, которые выносили подобные решения. Не исключено, что в новой схеме может быть такая же история.

«Судья должен быть образцом порядочности и решать все в рамках закона», – считает Оганесян.

Юрист Евгений Золотов, после изучения решения суда, пришел к выводу, что на лицо правовой беспредел.

– Во-первых, суд после поступления обоснованного ходатайства обязан был провести еще одну экспертизу для выяснения всех обстоятельств дела. Во-вторых в соответствии с Законом о защите прав потребителей, существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Экспертом было определено, что сумма устранения в несколько порядков меньше стоимости автомобиля. Я не утверждаю, но это выглядит странным, что судья решила формально “зацепиться” за то, что 45 дней уже прошло и надо было устранять недостаток раньше. Но в том-то и дело, что суд существует для разбирательств споров. И стороны сами не могли прийти к обоюдно справедливому решению, поэтому они пришли в суд. Эксперты не одинаковые выводы сделали. Но судья выносит решение в пользу истца – здесь может иметь место так называемое злоупотребление правом, считает Золотов.

Сам автодилер Range Rover в Волгограде от комментариев отказался, добавив, что в настоящее время, помимо апелляции подано заявление в полицию.

– Мы не готовы комментировать ситуацию на данный момент», – сухо отметили в пресс-службе компании.

При этом, по данным портала Колёса.ру  – сиденье излюбленный объект спора в подобных делах. В Краснодаре владелица купленного с рук Hyundai Genesis отсудила у «Хендэ Мотор СНГ» 2 млн рублей за испортившуюся кожаную обивку, а в Курганской области владелец Kia Sorento отсудил у дилера более 7 млн рублей за неработающий подогрев сидений.

Читать volgasib.ru в