Коронавирус в Волгоградской области:
“Духовное наследие Победы – средство для создания современных моделей”

“Духовное наследие Победы – средство для создания современных моделей”

“Духовное наследие Победы – средство для создания современных моделей”
Фото:

17 ноября в Волгограде состоялась научно-практическая конференция «Единство фронта и тыла – залог Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.», приуроченная к памятной дате 19 ноября – дню начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.

Конференция прошла под патронажем комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области, при поддержке Волгоградского государственного педагогического университета и Представительства Российского общества историков-архивистов в Волгоградской области.

На мероприятии собрались не только ученые, преподаватели и студенты, но и руководители ветеранских организаций региона, председатель Общественной палаты Волгоградской области Максим Загорулько. Открывала конференцию заместитель губернатора Галина Хорошева.

Информационное агентство «Социнформбюро» публикует один из четырех главных докладов, прозвучавших на пленарном заседании – доклад доктора педагогических наук, профессора Анатолия Вырщикова «Духовные основы Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». В частности, волгоградский профессор высьупид с идеей, что духовное наследие Победы может активно служить сегодняшнему дню, способствуя созданию концепций, моделей, проектов и программ, технологий, мобилизующих патриотический ресурс Великой По¬беды в современной России.

«Шесть десятилетий прошло со дня окончания священной войны и дости¬жения Великой Победы над фашистской Германией. Несмотря на такую дав¬ность, историческая память российского народа оценивает Великую Оте¬чественную войну как героический символ для всего Отечества, а ее итоги и последствия — как выдающиеся события в истории нашей страны и всего мира.

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Воин-защитник всегда был в почете на Руси, как, впрочем, и самоотверженный труженик, и духовный наставник. Этот исторический российский триумвират: защитник — труженик — духовный наставник — являлся и является основой гармонии российского общества и необходимым условием его стабильности, свободы и независимости. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины будет жить вечно.

В Великой Отечественной войне с обеих сторон были задействованы са¬мые различные факторы: социально-политические, экономические, военно-технические, стратегические, геополитические, но главным среди них был человеческий фактор.

Нападая на СССР, фашистская Германия рассчитывала на молниеносную войну, уповая на военно-техническое и экономическое превосходство. Вку¬пе с фактором неожиданности нападения расчет сработал на начальном эта¬пе войны. Однако в достижении полной победы решающую и определяющую роль сыграл человеческий фактор.

Великая Победа продемонстрировала всему миру ратную доблесть бой¬цов и командиров Красной, а впоследствии Советской Армии, стойкость и мужество тружеников тыла, с особой силой показала возросшую полко¬водческую зрелость советских военачальников, в ней с особой силой про¬явились духовное единство и войсковое братство воинов различных нацио¬нальностей, моральная стойкость советских людей, их вера в правоту своего дела. Однако в сознании современного российского общества феномен По-беды в Великой Отечественной войне представлен как великое достояние прошлого. Но именно этот феномен призван показать современным поко¬лениям россиян ценностные ориентиры и характеристики опыта, благодаря которым прошлое способно трансформироваться в настоящее и заложить перспективы будущего.

В основе такого восприятия Победы лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения, здесь и генетически прису¬щий народу патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе по¬следствия войны и победы над фашизмом.
Великая Победа советского народа, одержанная над фашистской Гер¬маний, обладает огромным воспитательным зарядом, потенциалом для современных поколений российских граждан. Под воспитательным по¬тенциалом Великой Победы в данной статье понимается исторический и духовно-нравственный смысл и значение Победы для личности, общества, государства, страны, мира в целом, степень реальных возможностей применения исторического социально-педагогического опыта войны в целях вос¬питания подрастающего поколения, патриотического воздействия на всех граждан страны.
Уроки Великой Победы открывают нам основные жизненные ценности нашего общества, взятого на глубинном срезе истории: соборность и кол¬лективизм, патриотизм и дружба народов, справедливость и милосердие, благородство и широта русской души, идея служения Отечеству и самоот¬верженность, верность своей семье, коллективу, народу и ненависть до зло¬сти к его поработителям.

Таково основное содержание воспитательного потенциала Великой По¬беды. Оно выражает глубинные истоки формирования фундаментальных ка¬честв гражданина и воина, без которых немыслимо экономическое и соци¬ально-политическое функционирование и развитие общества, российского государства. Одним из главных уроков минувшей войны является факт, что общество, раскрывающее и проявляющее себя как единый субъект, непо-бедимо. И этот единый субъект основывал свои поступки и деяния на идеа¬лах, ценностях, символах российского народа и его страны, своей эпохи, одним из стереотипов которой была вера в силу народа и его армии: «…от тайги до Британских морей Красная Армия всех сильней!».

Символы представляются как сакральные (Святая Русь, Родина-мать, Отчизна), воинской доблести и славы (ордена, медали и знаки отли¬чия), персонифицированные (Сергий Радонежский, Петр I, А.В. Суворов, А.И. Брусилов, ПК. Жуков, К.К. Рокоссовский, Н.И. Кузнецов, А.И. Покрышкин, Николай Гастелло, Александр Матросов, Алексей Маресьев и др), событийные (Ледовое побоище, Полтавская битва, Семилетняя война, Гражданская война, «странная война», финская кампания, Тацинский рейд и др.), топонимические (Непрядва, Бородино, Брест, Москва, Сталинград, Курск, Мамаев курган, Малахов курган, Пулковские высоты, «Дорога жиз¬ни» и др.), атрибутивные (боевое знамя войсковой части, вымпел предпри¬ятия), государственные (флаг, герб, гимн), общероссийские (крейсер «Варяг», Новодевичий монастырь, Кремль и др.), национальные (русская душа, песни «Летчик был Иван Иваныч …», «Русское поле», «Катюша»), интернациональные («Вставай, страна огромная…» и т. д.), территори¬альные (Волга-матушка, батюшка-Урал, Дон Иванович, «Партизанская рес¬публика» и др.), вымышленные, художественно-собирательные (Павка Корчагин, Василий Теркин, Тимур в произведении Аркадия Гайдара и др.).

В патриотическую символику входили и входят наиболее значимые со¬бытия истории, крупные деятели, достижения. Все это направлено на фор¬мирование чувства гордости за свою страну и состояния сопричастности, идентичные соответствующим смыслам. Именно это сыграло главную роль в становлении массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Сле¬дует отметить, что в годы войны и послевоенного восстановления народного хозяйства важную роль играл символ вождя (Ленин, Сталин, ВКП (б), ГКО, Политбюро и др.)

Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления, форму сознательной деятельности, направленную на восприятие сообразной жизненным ожиданиям модели ее практического осуществления. Наибольшее число значимых символов возникло в период Великой Отечественной войны, причем каждому ее этапу соответствовали символы, отвечающие очередным на данный момент задачам войны. В сим¬волы превращались конкретные героические поступки воинов, партизан, подпольщиков, тружеников тыла по следующим основаниям:

1. Самопожертвование в противоборстве с превосходящими силами противника.
2. Стойкость в обороне, как индивидуальная, так и коллективная.
3. Спасение товарищей ценой собственной жизни («грудью на амбра¬зуру»).
4. Мученическая смерть под пытками в плену у врага, верность долгу и присяге перед лицом смерти.
5. Уничтожение врага таранным ударом при отсутствии иных средств ве¬дения боя (воздушный, танковый таран).
6. Нанесение максимально возможного ущерба врагу ценой собствен¬ной жизни, отказ от возможности спастись (огненный таран — М. Паникаха).
7. Единство и дружба советских народов (подвиги многонациональных воинских коллективов; героизм бойцов разных национальностей).
8. Спасение боевого знамени и другой воинской и советской симво¬лики.

Это исходит из понимания идеала как образа, составляющего основу притяжения личности в различных сферах ее облика (интеллектуальной, фи¬зической, духовной, нравственной, волевой и др.), что нацеливало каждого человека (в окопах, на пашне или у станка) на достижимые горизонты воин¬ской или трудовой деятельности.

В сознании людей военного лихолетья формировался образ защитника Отечества, добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А. Мат¬росов, М.Паникаха, 3. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона Дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.

Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к побе¬де и т.д.

Особую роль в духовно-нравственном потенциале патриотизма играют боевые традиции российского воинства. Боевые традиции, верность ко¬торым побуждала советских воинов образцово выполнять свой священный долг, честно, добросовестно служить своему народу, своей Родине. К ним можно отнести традиции верности боевому знамени, самоотверженности (выполнение боевого приказа, защита командира в бою); сплоченности (один за всех, все за одного); взаимовыручки (сам погибай, товарища вы¬ручай; опекай новобранцев); самоотдачи (все, даже жизнь во имя победы); солдатской дружбы и войскового товарищества представителей различных национальностей, удержания своих товарищей от недостойных поступков; сознания и чувства своей части и подразделения как родного.

Именно освоение традиций способно сегодня преодолеть гигантскую социально-политическую и этнокультурную сложность Российской Феде¬рации, многоаспектность управленческих позиций видения и трактовок его перспектив.

Конечно же нужно помнить, что традиции (народные, культурные, духов¬ные, боевые, бытовые) выполняют прогрессивную роль до тех пор, пока от¬вечают историческим потребностям.
Интеграция населения вокруг духовного наследия Великой Победы по¬зволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности пат¬риотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обес¬печит активизацию созидательных сил российских граждан.

Именно историческая память народа переносит социально-духовный им¬пульс прошлого в настоящее, запечатлевая в общественном сознании, в чув¬ствах и установках миллионов людей идеалы самоотверженного служения и преданности своему Отечеству, формируя их духовность и патриотизм, жизненный смысл и ценности. Одной из таких святынь, способной опреде¬лить и направить процесс духовно-нравственной консолидации современ¬ного российского общества в условиях поиска своего современного самооп-ределения, места и роли в мире, является патриотизм защитников Родины, оставивших в памяти потомков немеркнущую славу и восхищение.

Патриотизм, питаемый духовным потенциалом Великой Победы, стал решающим фактором в послевоенное время восстановления разрушенной страны, народного хозяйства, материальной и духовной культуры. Он обеспе¬чил мощное развитие Советского Союза, превращение его в одну из сверхдержав мира. Органичное единство высоких нравственных ориентиров, консолидирую¬щих идей и общей цели развития общества обеспечивало, позволяло поддер¬живать высокие темпы развития науки и техники, промышленности и сельского хозяйства, укреплять обороноспособность страны, повышать боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил.

Таким образом, феномен Великой Победы обнаруживается как общенациональное достояние страны и каждого региона, как его ценностно-смысловое ядро, обеспечивающее духовно-нравственную струк¬турированность системы жизнедеятельности населения, его воспроизвод¬ство через социализацию, образование и воспитание, что, в свою очередь, задает определенную программу деятельности государственных органов, общественных объединений и организаций, СМИ, творческих коллективов по обеспечению консолидации общества.

Слагаемые народной военной памяти: гордость за Победу, всенародный патриотизм, массовый героизм, единство ответственности фронта и тыла, защитников и тружеников, ярко проявившееся не только в годы войны, но и в послевоенный период в состоянии воодушевления, с которым совет¬ские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство.

За послевоенное время в стране произошли важные события: развал СССР и крушение советского строя, трансформация социалистической системы в капиталистическую. Выросли новые поколения людей, Россия вступила в условия глобального мира, модифицировалось общественное сознание, историческая память о тех грозных годах объективно трансфор-мируется из живой памяти в моделируемые возможности. Таким образом, трансформационные процессы в России несут в себе черты явной социаль¬ной деградации, поскольку государство не смогло решить стратегическую социополитическую задачу консолидации общества.

С начала 1990-х годов действует кумулятивный эффект накопления не¬гативного отношения к Великой Отечественной войне. Попытки переосмыс¬лить социально-исторический опыт предшествующих поколений повлекли за собой стремление переписать военную историю, сопровождавшееся фальсификацией по всем направлениям и аспектам войны. Этому в значи¬тельной мере способствовало расширение поля реконструированной памя¬ти и сокращение событийной, живой памяти.

В этом и заключается главное противоречие исторической памяти о Ве¬ликой Отечественной войне: борьба событийной, правдивой памяти, с одной стороны, и сфальсифицированной, с другой.
И это не случайно: память о войне постепенно стирается, слабеет; она все больше выходит за пределы непосредственной живой памяти. Причины этого следующие: а) временная: годы войны и Победа все больше отдаляются по времени; б) естественная: живые носители памяти уходят из жизни, унося с собой память о войне, в последнее десятилетие их число составляет боль¬шинство в том миллионе человек, которые умирают ежегодно; в) политико-идеологическая, связанная с разнообразным спектром оценок событий войны и деятельности военачальников, особенно с начала трансформации общества; г) проблемы выживания в постсоветской России вытесняют па¬мять о войне, переключают ее на вопросы личного выживания.

В развернувшейся фальсификации истории Великой Отечественной войны наиболее уязвимым оказалось старшее поколение: ветераны войны, фронтовики и труженики тыла, дети военных и довоенных лет, ровесники Победы, которые переживают вторую за свою жизнь (первой была травма, нанесенная войной) психологическую травму. С одной стороны, остается гордость за подвиг всемирно-исторического значения, а с другой, борьба за выживание (материальная депривация) и моральное унижение, откровенное очернение истории войны, ее результатов и поколения победителей. В об¬щественное сознание активно внедряются провокационные идеи о выиграв¬ших и проигравших в войне, о нужности Победы такой ценой, о России как стране исторических неудач и т. п. Особенно в этом усердствуют средства массовой информации.

Мир до сих пор не избавился от идеологий, проповедующих крайний на¬ционализм, религиозный фанатизм, идею мирового господства. Неприми¬римость к другим неизбежно перерастает в диктатуру и террор по отноше¬нию к собственному народу. И поэтому одна из главных задач современной мировой политики — объединиться для борьбы с теми угрозами, которые реально существуют. Это, прежде всего, международный терроризм, нацио-налистическая сегрегация, религиозный сепаратизм и экстремизм.

В зарубежной и отечественной исторической литературе, в ряде про¬грамм средств массовой информации продолжается целенаправленная кампания по дискредитации Победы и фальсификации истории войны.

Подрастающее поколение получает искаженное представление о Вели¬кой Отечественной войне. Искажение отдельных фактов истории войны, уни¬жение героизма советских людей — все это прикрывается свободой слова и независимостью средств массовой информации.

В ряде школьных и вузовских учебников предвоенная и военная история страны и ее Вооруженных Сил искажена, распространяется заведомая ложь о важнейших событиях Великой Отечественной войны. В России появились новые публикации, дискредитирующие подвиги наших солдат и полковод¬цев, в первую очередь маршала ПК. Жукова. Победа, достигнутая над силь¬нейшей армией мира, убедительно свидетельствует об обратном, и история подтверждает это.

Смысл этих фальсификаций совершенно очевиден: раз в России нет ге¬роических личностей и ярких страниц прошлого, она не может рассчитывать на достойное место и в будущем. В результате подрывается морально-духовная основа воспитания населения различных регионов России, прежде всего молодежи и личного состава Вооруженных Сил России, их готовность к служению Отечеству.

Сегодня, когда мы всматриваемся в прошлое, очень важно понять его присутствие в настоящем. Поэтому мы должны продолжить традиции, зало¬женные защитниками нашей Родины: стойкость, героизм, мужество, боевой дух, необходимые для выхода из тяжелой ситуации. Сегодня России столь же тяжело, как и СССР во время войны, хотя мы не имеем явных внешних врагов и состояния войны.

Опыт Великой Отечественной свидетельствует, что только Отечество (отчий дом) может притягивать людей своей теплотой и открытостью, соз¬дает возможности для самореализации и самовыражения. Именно любовь к Родине и стремление к ее защите сохраняли в веках духовную силу на¬родов, объединенных в великое государство, обеспечивая их ресурсом не только для выживания, но и саморазвития, раскрытия потенциала своей духовной силы.

Эта духовная сила во многом сохранена народами как Российской Фе¬дерации, так и населением всего постсоветского пространства. Она дает надежду на духовное, политическое и экономическое возрождение России, вселяет уверенность в том, что наступивший век укрепит наше стремление к единению и миру. Можно утверждать, что важнейшим ресурсом Победы стал высокий моральный дух советского воинства и тружеников тыла, рас¬крывших на грани жизни и смерти великую жизнеспособность таких ценно¬стей, как любовь к Родине, честь и долг, несгибаемая воля к победе, стой¬кость, твердая решительность, мужество и храбрость, самоотверженность.

Сегодня, как никогда прежде, актуальным становится освоение духовно¬го наследия Великой Победы — выявление в нашем обществе таких условий, которые способны актуализировать эти героические традиции, воплотить их в современной символике и смысле патриотизма, в самосознании народа.

Наследие Великой Победы — это живая социальная связь прошлого и на¬стоящего, это форма самоорганизации, целеполагания, интеграции, способ духовного воспроизводства, самоосмысления и самосознания российского общества, исключительно важное для решения актуальнейшей проблемы — выживания страны в экстремальных условиях. А учитывая, что в наследии Великой Победы заложен огромный опыт, то его выявление и есть проясне¬ние как российской истории, так и ее грядущего.
Наследие Великой Победы открывает нам основные жизненные ценно¬сти нашего общества, взятого на глубинном срезе истории: коллективизм, патриотизм и дружбу народов, справедливость и милосердие, благородство и широту русской души, идею служения Отечеству.

Наследие Великой Победы — это не простой переход прошлого в настоя¬щее. Это живая символика, духовная ценность, гигантской силы импульс, который требует сегодня своего современного выражения, это продолже¬ние нашей истории, а потому его освоение — условие возвращения к своему прошлому для перехода к будущему.
Следует бороться против любых попыток эту правду переписать и иска¬зить. Унизить и оскорбить память павших невозможно, потому что историю нельзя обмануть. А ее уроки надо усваивать. В 1945 г. фашизм был повержен. Однако корни, которые его питали, не уничтожены до конца.

Нельзя допустить ревизии истории. Нельзя даже предположить, чтобы был забыт подвиг освободителей, чтобы новые поколения ничего не зна¬ли о Второй мировой войне или знали о ней полуправду. Нельзя допустить перечеркивания героических страниц нашей истории. Сегодня средства массовой информации, да и отдельные факты реализации государственной политики направлены не на сплочение, а, скорее, на разъединение духовно-ценностных оснований российского народа, спекулируя на оценках его ге¬роического прошлого.

В освещении истории Великой Отечественной войны имели место две обобщенные оценки — идеализация и фальсификация, обе грешившие против истины, хотя причины и нравственно-политические последствия их разные.

Идеализация проявлялась в годы войны и особенно в первые послевоен¬ные десятилетия. Психическая травма от военных неудач начального периода войны нуждалась в психологической компенсации, которая могла выразить¬ся только в окружении ореолом героизма памяти погибших, их преданности Родине, всему святому, что с ней связано, в сохранении памяти о них их свет¬лого образа («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…»), сливавше¬гося в конечном итоге в коллективный образ.

Идеализация не означала за¬малчивания фактов предательства, измены, дезертирства во время войны, информация о которых вызывала гнев и негодование большинства народа.

С начала 1990-х годов начал свое вредоносное действие эффект нако¬пления негативного отношения к Великой Отечественной войне. Попытки переосмыслить социально-исторический опыт предшествующих поколений повлекли за собой стремление переписать военную историю, сопровож¬давшееся фальсификацией по самым разнообразным фактам и событи¬ям войны. Этому способствовало расширение информационного и далеко не беспроблемного поля реконструированной памяти в условиях фатально¬го и неизбежного сокращения живой памяти.

Подрастающее поколение усилиями определенных кругов нередко полу¬чает искаженное представление о Великой Отечественной войне. Искажение отдельных фактов истории войны, унижение героизма советских людей — все это прикрывается свободой слова и независимостью средств массовой информации.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятель¬ная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государ¬ства дела и поступки. Именно данная конкретность определяла в историче¬ском прошлом и определяет сегодня дух россиян.

Великая Отечественная война, открыв глубинные пласты ресурсов жиз¬недеятельности страны в жестоком противостоянии с врагом, обнажила приоритет духовно-нравственных ценностей, наследуемых от героизма со¬ветского народа и армии, активизировала поиск оптимальных форм обеспе¬чения жизнедеятельности Отечества в современных кризисных условиях.

Это определяет характер осмысления духовного наследия Великой По¬беды, направленного на реализацию следующих целей:
1. Расширение и углубление представлений граждан о всемирно-исторической роли, значении и величии Победы в Великой Отечест¬венной войне в спасении мировой цивилизации.

2. Освоение опыта Великой Отечественной войны, феномена Победы в ней как многослойного, неисчерпаемого, важного для нашего об¬щества ресурса сохранения и выживания, консолидации и стабилизации, национальной безопасности и социокультурной идентичности в контексте героического прошлого для современности. Для этого необходимо создать эффективную систему подготовки к празднованию юбилея Победы в Великой Отечественной войне, оп¬ределить современные организационные формы и технологии ее ре-ализации.

3. Патриотическое воспитание населения регионов России на основе подвига советского народа в войне, примеров исполнения священно¬го долга по защите Родины, образцов героизма и самоотверженности; разработка и реализация мер по улучшению социально-экономиче¬ских условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, вдов погибших (умерших) участников войны; возрождение боевой славы Отечества, укрепление обороноспособ¬ности страны, упрочение единства и дружбы народов Российской Фе¬дерации, стран СНГ и других зарубежных стран.

4. Консолидация российского общества на основе приобщения к исто¬рической памяти о героических страницах отечественной истории, создание условий активизации патриотических чувств у населения регионов, формирование патриотического сознания и социальной ак¬тивности подрастающих поколений.

5. Раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России в свете предстоящего празднования 65-летия Победы в Вели¬кой Отечественной войне через современные технологии патриотиче¬ского воспитания населения регионов России, развития социальной политики, обеспечения безопасности и стабильности.

Методологическое осмысление наследия Великой Победы позволя¬ет охарактеризовать его историческую миссию как воспитание человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной, гармонич¬ной и соборной личности поколения XXI века.

Несмотря на духовный кризис, переживаемый современным поколением населения России, действует своеобразный закон преемственности духов¬ных начал поколений, и поэтому в представлениях наследников Великой По¬беды имеются все атрибуты духовных основ их отцов и дедов, передаваемых воспитанием.

Именно это предполагает активизацию патриотического воспитания сквозь призму Великой Победы. Необходим ответ на вопрос: какие качества защитников Родины сыграли решающую роль в достижении победы над вра¬гом и каким образом они могут быть востребованы в современной России, имеющей в качестве врага терроризм, социальную разобщенность, эконо¬мическую нестабильность, геополитическую дезинтеграцию?

Опыт Великой Победы открывает нам, поколениям граждан России, ро¬дившимся после Великой Отечественной войны, те грани мобилизационно¬го ресурса патриотизма, которые проявились в суровые годы испытаний.

Таким образом, необходимо современное осмысление того, что спод-вигло человека лечь на амбразуру вражеского дота, пойти на воздуш¬ный или танковый таран, подняться в штыковую атаку, преодолевать лишения партизанской жизни, работать до изнеможения на предпри¬ятиях и колхозах в тылу нашей Родины.

Что предполагает осмысление феномена Великой Победы через много¬образный спектр патриотизма, опредмеченного в понятиях государственного и общественного идеала в прошлом, настоящем и будущем, качествах лич¬ности Воина и Труженика тыла, механизме мобилизации всех сил и средств в борьбе за свободу и независимость Родины в самой кровопролитной войне за историю человечества?
Во-первых, дает возможность использовать духовный опыт Великой По¬беды в овладении населением и, прежде всего, молодежью, опытом служе¬ния Отечеству в его разнообразных формах.

Во-вторых, является основой структурирования целей, задач и содержа¬ния воспитания гражданина и патриота России в социокультурном простран¬стве Волгоградской области.

В-третьих, питается конкретным содержанием сложившегося тысячеле¬тиями опыта служения Отечеству.
В-четвертых, способствует созданию концепций, моделей, проектов и программ, технологий, мобилизующих патриотический ресурс Великой По¬беды в современной России.

Патриотизм органично вплетается в образование поколений XXI века при условии, что его духовно-ценностное основание будет связано с современ¬ной концепцией его модернизации.

В условиях начала третьего тысячелетия в России возобладало понима¬ние того, что формирующаяся модель успешного государства, консолиди¬рованного общества, сплоченного коллектива и достойной личности долж¬на строиться не на идеологических постулатах, а соответствовать, с одной стороны, уровню реальной опасности жизнедеятельности граждан в услови¬ях непредсказуемости терроризма, с другой — опираться на долгосрочный прогноз экономической стабилизации и роста, активизации международных отношений.

Мобилизация и актуализация духовного потенциала Великой Победы,
выступающего мощным фактором возрождения современной России, по¬зволит решить следующие задачи:
• в духовно-нравственном плане — развитие патриотизма как со¬циально значимой ценности и реальной основы национальной идеи возрождения России и воспитание у подрастающего поколения идеалов служения Отечеству, трансформирующегося из опыта Ве-ликой Победы;
• в идеологическом плане — формирование у молодежи патриоти¬ческих ценностей, обеспечение духовно-нравственного единства общества (прежде всего поколения победителей и современной мо¬лодежи), снижение степени идейного, ценностного и политического противостояния, духовное, политическое, экономическое и социаль¬ное возрождение Отечества через его консолидацию;
• в социально-экономическом плане — улучшение социальной за¬щиты, материального обеспечения участников Великой Отечествен¬ной войны, вдов погибших и умерших воинов, действенной помощи молодежных организаций в решении бытовых проблем ветеранов;
• в области обороноспособности страны — возрождение боевой славы Отечества, его славных боевых традиций, заложенных в годы Великой Отечественной войны, укрепление обороноспособности страны, формирование у молодежи стремления к службе в Вооружен¬ных Силах, готовность граждан к защите Отечества;
• в социально-педагогическом плане — формирование патриота и гражданина на основе воспитания патриотизма как важнейшего со¬циально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса общества, основанного на опыте Великой Победы, освоение которого способно дать каждому городу, региону мощный стимул повышения социаль¬ной, производительной, творческой активности населения, его спо¬собности продуцировать формы поведения, ориентированные на славные боевые и трудовые традиции защитников Родины.

Современная ситуация жизни российского общества характеризуется глу¬боким кризисом, хотя наметились тенденции к его преодолению, и не похожа на ту, которая была свойственна советскому обществу в довоенных услови¬ях и особенно в годы Великой Отечественной войны. В силу закономерности преемственности общественного развития в современном российском об¬ществе имеются такие качества, свойства, которые были присущи поколению военных лет. Это обстоятельство весьма существенно как необходимое условие эффективного использования духовного потенциала Великой По¬беды над фашизмом при решении насущных социальных, образовательно-воспитательных, экономических, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией. Однако следует отметить, что если послевоенное восстановление народного хозяйства сопровождалось единым духовным порывом людей советской эпохи, то современный экономический хаос осложняется хао¬сом духовным. Именно поэтому необходима разработка современных форм и методов воспитания, которые, опираясь на современные ценностные ори¬ентации поколений XXI века, создадут гармонию духовно-нравственной пре¬емственности с прошлыми поколениями.

Празднование юбилея Великой Победы должно способствовать разви¬тию патриотических инициатив населения, формированию у них ответствен¬ности и гордости за будущее нашей Родины — России».