К отечественному лоукостеру «Победа», который входит в группу «Аэрофлот», в последнее время приковано пристальное внимание журналистов.
Судя по характеру материалов и согласованности их появления, речь может идти о спланированной пиар-атаке на перевозчика. Об этом сообщает Regnum со ссылкой на РБК, который в частности по неизвестной причине удалил из своего материала все упоминания о заказном характере данной информационной кампании.
Примером публикаций негативного характера, о которых пишет РБК, стала критическая колонка директора по коммуникациям небольшого билетного сервиса Andgo travel Константина Парфененка на сайте «Ведомостей». «Как выяснило издание, против лоукостера «Аэрофлота» развернулась настоящая черная PR-компания. В результате даже был отключен мелкий агент по продаже билетов andgo.travel за участие в масштабной акции против «Победы», – комментировали журналисты РБК сложившуюся ситуацию.
Вскоре, однако, эта цитата из статьи исчезла, однако материал был перепечатан в целом ряде изданий и как раз там она сохранилась в неизменном виде. «Решение запретить туроператорам и авиабилетным агентствам покупать билеты через andgo.travel было принято после участия руководства ресурса в «заказной кампании против «Победы», дочернего лоукостера «Аэрофлота», – пишет, к примеру, со ссылкой на РБК портал Slon.
Согласно предположениям пиар-кампания стартовала в начале июля после заявления одного из пассажиров о том, что его после рейса сдали в полицию за попытку пересесть поближе к семье в полупустом салоне. Эта история была широко подхвачена небольшими изданиями и информационными порталами. Однако в последствии выяснилось, что пассажира было за что наказывать – во время взлета он с грудным ребенком на руках стал ходить по салону, что категорически запрещено практически во всех авиакомпаниях.
Подробно разобрал эту ситуацию популярный блогер Илья Варламов выяснил, что мужчина не реагировал на требования стюардессы вернуться на свое место и, в конце концов, грубо выругался в ее адрес.
Но на этом пиар-кампания против «Победы» не закончилась. В СМИ стали появляться сообщения о том, что лоукостер якобы собирается специально разделять в салонах лайнеров родителей и детей. При всей своей сомнительности этот слух широко разошелся по страницам новостных интернет-ресурсов. Руководству «Победы» пришлось опровергать вымыслы, напомнив, что любой ребенок в возрасте до 12 лет обязательно и совершенно бесплатно размещается рядом с одним из родителей или сопровождающим.
Обсуждался и провоз багажа — тему, чувствительную для любого лоукостера. На «Победу» посыпались обвинения в покушении на право бесплатного провоза 10 кг вещей (быстро выяснилось, что для бюджетного перевозчика любой страны даже такой бесплатный объём предусмотрен далеко не всегда) и требования бесплатно пускать на борт женщин с рюкзаками чуть ли не любого размера (что опять же не предусмотрено стандартными правилами «лоукостеров»).
После того, как авиакомпания вместе со своими неравнодушными, подключившимися к сетевым дискуссиям пассажирами оперативно и аргументированно ответила на большинство претензий, информационная атака на «Победу» пошла на спад.
В какой-то степени организаторы атаки на «Победу» сами поспособствовали ее успеху, забыв, что в бюджетном секторе перевозок черный пиар обычно срабатывает, как прямая реклама. Известно, например, несколько случаев, когда владелец легендарного Ryan Air устраивал скандалы в прессе, чтобы привлечь внимание к своим услугам. Большой ажиотаж вызвала намеренно запущеная «утка» про стоячие места в самолетах перевозчика. Стоя своих пассажиров Ryan Air при этом ни разу не возила, зато на некоторое время стал самой обсуждаемой авиакомпанией в мире.
Главный вопрос – кто же может стоять за этой скомканной атакой на «Победу» так и остался без четкого ответа. Представитель лоукостера в одном из комментариев предположил, что этот заказ размещен маленькой авиакомпанией, которая боится конкуренции с «Победой».