Проблема неравенства в школьном образовании считается одной из наиболее сложных по решению задач в образовательной сфере.
Эксперты считают, что особое внимание на сегодняшний день необходимо обратить на «расслоение» школ — когда рядом с успешными гимназиями и лицеями, попадающими в общероссийские и региональные рейтинги лучших школ, соседствуют образовательные учреждения, в которых учащиеся демонстрируют устойчиво низкие образовательные результаты.
Итоги многочисленных исследований показывают, что основными факторами низкой обучаемости детей является невысокий социально-экономический статус их семей, а также отдалённость школы от других образовательных и культурных центров.
Важным условием поддержки подобных школ со стороны государства и общества является нормативное закрепление статуса школ с низкими результатами, работающими в сложных условиях.
Обмен опытом и профессиональное взаимодействие руководителей и педагогов образовательных организаций также является одним из самых важных ресурсов улучшения качества преподавания и образовательных результатов учащихся.
Вместе с тем специалисты отмечают, что повсеместное внедрение в регионах эффективного контакта педагогов, преобладание оценок их работы на основе результатов ЕГЭ и участия в олимпиадах усиливает профессиональную изоляцию среди учителей. В педагогических коллективах могут сформироваться конкуренция и соперничество за лучших учеников, что будет затруднять развитие наставничества, коучинга, а также нормальную работу методических объединений.
Подобная изоляция преобладает и в отношениях между «хорошими» и «плохими» в плане результативного преподавания школами, в то время как эксперты отмечают первостепенность роли межшкольного партнерства в ликвидации низкого качества образования и укреплении общего потенциала образовательной системы.
Доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической политики и бизнеса Елена Румянцева назвала другие причины данной проблемы и возможные варианты их устранения.
– Неравенство в образовании – это всё же проблема, связанная со многими факторами. При этом я бы к учащимся, которые демонстрируют устойчиво низкие образовательные результаты, отнесла бы не только тех детей, чьи семьи имеют невысокий социально-экономический статус и проживают, например, в сельских районах со школьным обучением в 2 или 3 смены, обычной нехваткой учителей с высшим образованием и опытом, маленьким библиотечным фондом из-за экономии средств. К таким учащимся можно причислить детей с ослабленными возможностями здоровья, которых готовы замечать как способных и нормально обучать (учитывая всю специфику жизнедеятельности) пока не более 20% российских школ. Сегодня несправедливо ставят вопрос – догоняет ли такой отстающий по здоровью ученик после пропусков по болезни уроков (особенно при отсутствии бесплатных дополнительных занятий) остальных учеников или нет, усвоил ли он сам вне школы пропущенные темы или нет? Сейчас учебная программа в школе так усложнилась, что не каждый родитель способен помочь с домашними заданиями, быть в теме. Да и должны ли мы как родители учить своих детей сами, может в этом также смысл неравенства в образовании – кто и как, на какие деньги учит сам своих детей, вне школы?
Елена Евгеньевна полагает, что это минус современной образовательной деятельности – требовать с учеников знать то, что не знает 99,9% их родителей. А для чего? Получается, неравенство образовательной деятельности заключается в возможности дообразования школьника за деньги родителей у репетиторов, считает профессор.
– Ещё один аспект – это выбор системы образования, в реальности он всё-таки не доведён до ума. Для семей с проблемными детьми (с ослабленным здоровьем, с особенностями психики – например, замедленным восприятием учебного материала и др.) системы своевременного информирования по возможностям выбора той или иной образовательной системы нет, дистанционное обучение вообще не практикуется. Как аналог можно привести пример очно-заочного обучения при МГТУ им. Н.Э.Баумана по сложнейшей и востребованной во всех странах мира подготовке в области программной инженерии. Как можешь, так и учишься, не усвоил с первого захода, можно несколько раз посмотреть тот или иной вебинар. То есть в отдельном (ведущем в стране) вузе (хоть и на платной основе) проработана такая форма образовательной деятельности, а для школьников уже много лет формируется именно единая по стране экзаменационная часть, требования к знаниям, которые все школы преподают, к сожалению, по-разному. Получается, что нет единства содержания, обучения и соблюдения стандарта качества работы школ с учащимися.
Если бы к этой единой по стране экзаменационной части обязали бы давать и единую образовательную часть, то отстающих по причине нехватки учителей, их недостаточной квалификации, обучения по учебной программе, не соответствующей требованиям сдачи государственных экзаменов, коррупции, наконец, не было бы в стране, уверена Елена Румянцева.
– Осталась бы лень, трудный характер и прочие характеристики, присущие уже самим ученикам и системам воспитания их в семьях, а не дифференцированным условиям их многолетней подготовки, – резюмировала профессор.
Лилия Финько
Фото: социальная сеть “ВКонтакте”