С января в квитанциях об оплате коммунальных услуг появилась новая строка «Оплата за освещение мест общего пользования». Правомерны ли действия управляющих компаний, которые начисляют эти деньги жителям, и как должна строиться эта работа? Данная тема обсуждалась на пресс-конференции, в которой приняли участие представители комитета по защите прав потребителей, департамента ЖКХ и ТЭК, управления Роспотребнадзора.
Как сообщает пресс-служба мэрии, в последнее время увеличилось число обращений от жителей многоквартирных домов, касающихся дополнительных начислений по оплате за освещение подъездов и лифтов. Наибольшее количество жалоб поступает из Дзержинского, Центрального и Тракторозаводского районов. Зачастую складывается неоднозначная ситуация: сумма, выставляемая в счетах, доходит до нескольких тысяч.
Как пояснили специалисты, согласно действующему законодательству оплата за электроэнергию в местах общего пользования возлагается на жителей домов. Управляющие компании обязаны делать расчеты и направлять жильцам квитанции ежемесячно. Однако ряд управляющих компаний в нарушение закона не производят такие начисления несколько месяцев или даже лет, а потом выставляют один счет на общую сумму. Такие действия являются неправомерными, и жильцы вправе обратиться в судебные инстанции.
Одним из самых важных условий правомерности начисления оплаты за электроэнергию в местах общего пользования является наличие общедомовых счетчиков учета электроэнергии. Управляющие компании, установив такие счетчики, должны заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией. Показания счетчиков заносятся в специальный журнал, который по требованию жителей должен быть им предоставлен.
Кроме того, при расчете сумм оплаты необходимо учитывать и долю арендаторов цокольных и подвальных помещений. Управляющие компании обязаны четко разъяснять жителям, за что с них берется плата.
«Жителям стоит быть более активными, инициировать сверку показаний приборов учета, вести контроль за соответствием начислений реальному потреблению энергоресурсов, – подчеркнул председатель комитета по защите прав потребителей администрации Волгограда Евгений Зотов. – Они должны платить только за те услуги, которые реально оказаны».