В Татарстане требуют запретить «Яндекс Такси»

Фото:
Яндекс такси\ СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

Президента Татарстана Рустама Минниханова просят запретить в республике федеральные онлайн-операторы такси. Ну или хотя бы создать им невыносимые условия работы.

Казанский бизнесмен Александр Братчиков публично призвал президента Татарстана Рустама Миниханова наконец-то запретить крупнейшего игрока на рынке частных перевозок – Яндекс.Такси на территории республики. Основной причиной для столь громкого заявления Братчикова стал разговор с одним из таксистов, работающих с агрегатором. По словам водителя, его месячная выручка редко когда переваливает за 30 000 рублей, половина от этой суммы уходит на обслуживание автомобиля.

При этом Александр Братчиков акцентировал особое внимание на том, что пока водители в регионах буквально пропадают на этой работе, пытаясь хоть как-то прокормить себя и семью, доходы агрегаторов множатся год от года. Так предприниматель привел в пример статистику, подготовленную центром при правительстве России. Исследование показало, что объём выручки от служб такси Казани и Санкт-Петербурга одинаков и равен 52 миллиардам рублей в год, при этом чистый доход всех агрегаторов в этих городах равняется более 10 миллиардам рублей, которые, по словам Братчикова, уходят в «карманы» олигархов.

Крепостное водительское право

Ситуация на рынке такси выходит из-под контроля. После того как американская компания Uber была поглощена Яндексом, на рынке установилось доминирующее положение Яндекс.Такси. По разным данным сервис занимает до 75% рынка всех перевозок в России. Водители в этой ситуации вынуждены работать с крупнейшим игроком, поскольку только так можно гарантировать себе хоть какую-то работу.

При этом в ряде регионов постоянно вспыхивают протесты, касаемо ценовой политики агрегатора. Только в Волгограде за минувшие 4 месяца прошло порядка 6-х забастовок, когда водители не выходили на линию в часы пик. Данная мера не возымела никакого результата, ввиду малочисленности участников и несогласованности действий.

Ровно, как ничего существенного не произошло в августе прошлого года, когда более десятка водителей пришли в офис Яндекс.Такси на переговоры после того, как агрегатор переложил НДС на водителей. Раньше НДС платили сами агрегаторы, но потом «Яндекс» добавил этот налог к своей комиссии. По словам самих таксистов, после выплаты вознаграждения «Яндексу», вычета расходов на бензин, на амортизацию или аренду автомобиля у водителя остается меньше, чем получает сервис-посредник.

Куда денем НДС?

Ситуация с НДС у «Яндекса» напоминает схему, которую налоговая идентифицирует как дробление бизнеса. Помимо того, что теперь НДС вычитается из кармана водителя, так еще и юридические лица платят, по всей видимости этот налог дважды. Как известно, сервис «Яндекс.Такси» принимает оплату 2-мя видами: от физического или юридического лица. По всем вариантам таксометр показывает фиксированную и идентичную сумму при оформлении деталей поездки, однако при оплате с корпоративного счета, уже после, к сумме добавляется 20%. При этом потребитель услуги не информируется об этом заранее. Итоговую стоимость поездки можно получить или после получения услуги или при выставлении счета на оплату услуг между юридическими лицами.

При этом НДС в стоимость поездки должен быть включен. Но вот корпоративный клиент будет вынужден по всей видимости оплатить НДС 2 раза. Редакция «СоцИнформБюро» направила запрос в пресс-службу «Яндекс.Такси», однако никаких разъяснений, пояснений, да и вообще какого-либо ответа не последовало. В настоящий момент аналогичные вопросы редакцией направлены в ФАС России с просьбой дать правовую оценку ситуации. Ситуация, с какой стороны не посмотри, удивительна, либо «Яндекс», в зависимости от формы оплаты, принимает платежи на разные юридические лица, работающие  с НДС или по упрощенной системе налогообложения – в зависимости от того, что требуется, либо НДС платится дважды.

— Я, выбирая между «Яндекс.Такси» и «Gett», часто выбираю поездку по корпоративному счету через «Яндекс» несмотря на то, что услуги этого агрегатора дороже. Я по наивности думаю, что в стоимость поездки уже заложены все мои налоги. Но нет, меня информируют об этом уже постфактум, когда поездка совершена, — говорит клиент сервиса Александр (имя изменено по просьбе респондента). – Таким образом, меня вводят в заблуждение – намеренно показывая не полную стоимость поездки.

Между тем, в Госдуме прошел первое чтение законопроект о регулировании рынка перевозок такси, подготовленный депутатом от Волгоградской области Евгением Москвичевым. Поправки регламентируют время нахождения водителя за рулем, запрещают эксплуатацию автомобилей старше 7-ми лет. Также под запрет попадают водители-иностранцы. Но самое главное нововведение – запрет на деятельность агрегаторов, пришедших из-за рубежа. По мнению парламентария,  агрегаторы такси должны быть только с российским капиталом, а не филиалом иностранной компании. Эксперты в данном подходе видят серьезные риски для отрасли, ведь все крупнейшие агрегаторы такси на сегодня — «дочки» иностранных компаний. В частности, головное юрлицо «Яндекс.Такси» зарегистрировано в Голландии, российского Gett — на Кипре. Кроме того, в капитале того же «Яндекс.Такси» участвует американская Uber, а Gett и вовсе по происхождению — зарубежная компания.

В ряде СМИ также была опубликована информация о том, что законопроект предусматривает сокращение предельной комиссии агрегатора, собираемой с водителей и таксопарков. Обсуждалось, что агрегатор, в случае принятия закона, сможет собирать с водителей не более 3-4% от суммы заказа. Позже эта информация была удалена.

Ситуацию по всем обозначенным вопросам могли бы прояснить комментарии самого законодателя, Евгения Москвичева, но он ввиду «большой занятости» в очередной раз не смог пообщаться с журналистами «СоцИнформБюро».


Новости других СМИ:

Яндекс.Метрика

Информационное агентство СоцИнформБюро. 16+

Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-74604 от 24 декабря 2018г. выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия

Учредитель СМИ:АО "ЕДКММ"

2008-2019