Виктор ПИЛИПЕНКО: «Новая система оценки работы управленцев послужит не только дисциплине, но и координации»

Виктор ПИЛИПЕНКО: «Новая система оценки работы управленцев послужит не только дисциплине, но и координации»

Виктор ПИЛИПЕНКО: «Новая система оценки работы управленцев послужит не только дисциплине, но и координации»
Фото:

До конца этого года в администрации Волгоградской области будет разработана система сбалансированных показателей для ключевых руководителей и подразделений администрации Волгоградской области. К этой работе привлечены известные российские эксперты. Цель проекта – сориентировать оперативную деятельность комитетов и управлений на решение стратегических задач.

Система сбалансированных показателей уже используется в зарубежных странах как на промышленных предприятиях, так и в органах власти. В России же – это первый опыт. «Наша задача – сделать администрацию области единым сплоченным механизмом, работающим на достижение сформированных целей, – отметил глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко. – Каждое структурное подразделение должно понимать, что от его деятельности зависит общий результат».

Как оценивают готовящееся нововведение эксперты?

Виктор ПИЛИПЕНКО,
директор НИИ общественных и гуманитарных наук Волгоградской академии государственной службы

–Сегодня очень активно обсуждается тема реформирования власти в регионе. Губернатор заявил о намерении изменить существующие правила, выстроив новую систему управления. Речь идет о внедрении в органах власти системы сбалансированных показателей, до этого действовавшей только в бизнес-структурах.

Для России на современном этапе переформатировать структуру управления административных органов по образу и подобию крупного промпредприятия или финансовой корпорации – это прецедент. Но все новое – это хорошо забытое старое. В советские времена уже действовала подобная система. Только называлась она комплексно-организационной диагностикой. Так же, как и теперь, ее проводили независимые эксперты, делая некий проект под ключ. Ставилась задача не просто выработать рекомендации, а создать программу деятельности организации, ориентированную на конкретные критерии результативности и эффективности. Организационная диагностика, как это называлось в СССР, вплоть до конца 1980-х, активно использовалась на крупных промышленных предприятиях и в системе госуправления по линии Госплана. Система была эффективна, поскольку позволяла высшему руководителю, или, как сегодня говорят, топ-менеджеру, совершенно четко представлять, что происходит на возглавляемом им предприятии, и оценивать начальников подразделений по известным ему и им критериям. В этом случае достигается эффект полного единства понимания целей и задач организации.

Сегодня подобная система активно используется в бизнес-секторе: крупных финансовых структурах, банках. Это не публичная сфера: все данные ложатся на стол высшего руководителя с грифом ДСП – для служебного пользования. И уже на их основе он принимает то или иное управленческое решение.

Ввести подобные правила игры в органах власти по ряду причин, наверное, сложно. Но доводы "за" все же есть. Система сбалансированных показателей подразумевает, что и высшее руководство, и линейные руководители – председатели комитетов и ведомств – совершенно четко понимают, по какой шкале, по каким критериям их оценивают. Председатель комитета обладминистрации будет знать, что в конце года он должен не только отчитаться о проделанной работе в стиле беллетристики и лирического жанра, а соответствовать конкретным показателям. Иначе ему будет предъявлено закономерное обвинение в частичном или полном служебном несоответствии. Это не только дисциплинирует, но и координирует работу между руководителями, когда каждый из них знает свой уровень ответственности.

В любой организации, в том числе и в органах власти, есть сферы и формальных, и неформальных служебных отношений. И порой вторая перевешивает первую. Для госаппарата это смерть. Система сбалансированных показателей предполагает, что отношения между руководителями и подчиненными будут максимально формализованы и, по идее, кумовство здесь будет исключено. Это несомненный плюс.

Разумеется, критерии оценки должны быть выработаны извне. Сама система не может себя оценить беспристрастно. Это все равно как если врач будет себе диагностировать болезнь, а потом еще и сам себя оперировать. Такого не бывает даже у самых лучших хирургов.

Есть еще одно направление, по которому необходимо идти, чтобы изменить действующую ныне систему управления. Правда, это путь по времени более протяженный. Необходимо обновить на региональном уровне всю нормативно-правовую базу, касающуюся госслужбы. Должны появиться новые административные регламенты органов государственной власти, государственных функций и должностные регламенты государственных и гражданских служащих. Такие документы есть и сейчас, и они полностью соответствуют всем требованиям федерального законодательства, но с точки зрения содержательности носят формальный и рамочный характер. А в них должна быть конкретика. Все регламенты необходимо соединить так, чтобы они друг другу не противоречили и были взаимосвязаны. Кстати, подобную схему для регионов рекомендовали и депутаты Госдумы РФ на недавних парламентских слушаниях, посвященных теме административной реформы.

«Волгоградская правда»
Читать volgasib.ru в