Ирина ГУСЕВА: «Преждевременно паниковать не стоит»

Ирина ГУСЕВА: «Преждевременно паниковать не стоит»

Ирина ГУСЕВА: «Преждевременно паниковать не стоит»
Фото:

Сегодня общественность и пресса активно обсуждают особенности последующей реализации Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Много вопросов на эту тему избиратели задают председателю комитета по социальной политике Волгоградской областной Думы Ирине ГУСЕВОЙ. Предлагаем вашему вниманию интервью с депутатом.

– Ирина Михайловна, какова цель данного проекта?

– Прежде всего это повышение прозрачности, эффективности, качества услуг, контроля.

– Может ли принятие законопроекта привести к приватизации имущества учреждений, чего многие опасаются?

– Все имущество учреждения по-прежнему останется в собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Изъять это имущество даже через суд невозможно на основании статьи 296 Гражданского Кодекса РФ и статьи 9.2 Закона №7-ФЗ.

– Есть ли опасность преднамеренного банкротства новых бюджетных учреждений в целях завладения их имуществом и земельными участками?

– Во-первых, бюджетное учреждение не может быть признано несамостоятельным (банкротом) в соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса РФ. Во-вторых, бюджетное учреждение может быть ликвидировано только по особой процедуре (статья 18 Закона 7-ФЗ), при этом все его имущество, которым оно не вправе распоряжаться, не может быть передано кредиторам и поступает в казну государства. Обанкротить новое бюджетное учреждение невозможно – даже при его ликвидации имущество вернется в казну.

– Но новые бюджетные учреждения могут начать злоупотреблять свободой, распродавая достояние государства?

– Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом (в том числе объектами культурного наследия, предметами Музейного фонда, документами Архивного фонда или национального библиотечного фонда). Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия учредителя. Имущество является государственной собственностью, и сделки с имуществом подконтрольны учредителю.

– По своему статусу новые бюджетные учреждения являются коммерческими организациями?

– Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению поставленных перед ним целей. Причем эта деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Бюджетные учреждения являются классическими некоммерческими организациями – с ограничениями деятельности, приносящей доход.

– Похоже, законопроект не повысит качество услуг для граждан, а только изменит формальные стороны деятельности учреждений?

– Средства из бюджета для новых бюджетных учреждений будут переводиться на госзадание, в котором должны быть установлены показатели эффективности деятельности учреждения и конечный результат, за который платит бюджет. То есть устанавливается четкая и определенная связь между финансированием учреждения и качеством его работы. Новые бюджетные учреждения будут заинтересованы в том, чтобы непрерывно повышать эффективность своей работы и качество предоставляемых услуг, в том числе для расширения госзаказа в конкуренции с иными организациями. Чем выше качество услуг – тем больше объем госзадания.

– Повлечет ли принятие законопроекта массовые увольнения?

– В законопроекте прямо указано, что в связи с его принятием не требуется переназначение руководителей и работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законом, и существующих бюджетных учреждений.

– Средства бюджета, попав в новые бюджетные учреждения, перестанут контролироваться или их использование будет непрозрачным?

– В открытом доступе в сети Интернет должны публиковаться юридические и финансовые документы (учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации; решение учредителя о создании; решение учредителя о назначении руководителя; положения о филиалах, представительствах; план финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчетность и так далее). Это значит, что деятельность бюджетных учреждений станет намного прозрачнее для общественного контроля.

– Не приведет ли распределение госзаданий к новому витку коррупции?

– В госзадании устанавливаются показатели эффективности, которые основываются на расчетах по нормативам и иных объективных критериях. А руководитель учреждения несет персональную ответственность за кредиторскую задолженность бюджетного учреждения. За ее превышение трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке.

– Новые бюджетные учреждения могут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных?

– Этот вопрос касается содержания госзадания. Оно должно содержать, в частности, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов. Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Это положение регулируется Законом «О некоммерческих организациях».

– Многие люди обеспокоены возможным закрытием малокомплектных школ.

– Хочу отметить, что этот вопрос выделен в законе отдельным пунктом. Подобные учреждения образования будут финансироваться в прежних объемах невзирая на число учащихся. Непонятна пока ситуация с учреждениями культуры. Не все из них могут зарабатывать себе на жизнь. Ясно, что ни одна сельская библиотека, особенно с учетом того, что ее фонды не пополнялись много лет, никакие платные услуги предоставлять не может. И сельские клубы, порой даже не отапливаемые, тоже: в кино или на концерт туда никто не пойдет. Решать, к какой категории отнести эти учреждения, будет местная власть. Может, они и останутся казенными, то есть на полном гособеспечении. Здесь надо учесть опыт регионов, где уже прошел эксперимент. В Краснодарском крае, Тюмени, Татарстане и других субъектах РФ уже попробовали перевести некоторые учреждения в автономный режим.

– Значит, преждевременно паниковать не нужно?

– Конечно, нет. Сегодня есть только базовый закон. Нет рекомендаций отраслевых министерств и ведомств, подзаконных актов. Новый закон предусматривает изменения более чем в 30 федеральных нормативно-правовых актах, создание десятка подзаконных документов. Большую работу в этом направлении предстоит сделать и на региональном уровне, особенно исполнительной власти. Новации должны вступить в силу с января 2011 года, и сейчас как исполнительной, так и законодательной властям Волгоградской области требуется в довольно короткие сроки разработать нормативно-правовую и законодательную базу.

Основная цель перемен — не уничтожить ныне действующую систему, а сделать сферу государственных услуг прозрачной. Человек, приходящий в поликлинику, должен знать, что та или иная процедура ему положена бесплатно. Он должен видеть такой перечень: это – бесплатно, а за это надо заплатить.

В целом я приветствую принятие закона. Он поможет выявить хороших руководителей, хозяйственников — будь то директор школы или главный врач. Многие хотят попробовать свои силы в рыночной среде, но в рамках закона.

Источник:
Пресс-служба
Волгоградского регионального отделения
партии «Единая Россия»
www.edinoros34.ru
Читать volgasib.ru в