Леонид ТИТОВ: «В центре внимания – совершенствование уставов муниципальных образований»

Вопрос о совершенствовании муниципальных уставов недавно рассматривался на заседании Совета руководителей представительных органов муниципальных образований при Волгоградской областной Думе. Как выяснилось, большинство городских и районных правоустанавливающих документов не в полной мере соответствуют Федеральному Закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На совещании подчеркивалось, что в уставах муниципальных образований должны быть прописаны следующие нормы: сроки полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения их полномочий.

Серьезной доработки требует вопрос отрешения от должности. Как, например, поступить, если глава территории попал под следствие? Особенно, если речь идет о должностном преступлении. До каких пор он должен быть де-юре на своем посту? Сейчас уголовные дела подобного характера расследуется в отношении глав двух районов области. Они временно отстранены от исполнения обязанностей руководителей. Однако полностью отрешить их от должности из-за отсутствия соответствующих нормативно-правовых документов, без их личного решения, невозможно. Поэтому пока новые выборы здесь не проводятся, а районами руководят временно исполняющие обязанности.

На слуху и другой показательный пример. После сентябрьских пожаров глава одного из районов области подал в отставку. А спустя несколько дней передумал, решив вернуться в кресло руководителя. Попытка окончилась ничем, и тогда он обратился в суд. В удовлетворении иска о восстановлении на работе ему отказали. Если бы уставом муниципального образования были определены действия или поступки, за которые можно лишиться должности, а также сама процедура отрешения, то судебные разбирательства вряд ли бы понадобились.

По словам начальника Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Максима Колесникова, подобные пробелы содержатся в 480 уставах муниципальных образований Волгоградской области. Кстати, Волгоград сегодня — один из немногих муниципалитетов региона, в уставе которого прописаны нормы досрочной отставки и временного исполнения полномочий главы территории.

Леонид Титов отметил необходимость проведения большой работы в этом направлении. Чтобы облегчить муниципальным образованиям выполнение поставленной задачи, региональное управление Минюста РФ разрабатывает три примера типовых дополнений в Уставы: для сельских поселений, городов и районов. С учетом рекомендаций представительные собрания муниципальных образований должны выработать свои положения и привести Уставы в соответствие с ФЗ № 131.

В этой связи возникает опасение: а не захотят ли местные депутаты посадить на «короткий поводок» представителей исполнительной власти, диктуя им свои условия? По словам Леонида Титова, это невозможно.

«Федеральное законодательство дает исчерпывающий ответ на этот вопрос: в нем содержится перечень ошибок, допущенных главами муниципальных образований, за которыми может последовать отставка. Необходимо прописать саму процедуру отрешения, в том числе и в случае добровольной отставки. Сейчас, например, непонятно даже, куда подавать соответствующее заявление: то ли губернатору, то ли местным депутатам», — прокомментировал Леонид Титов.

По материалам газеты «Волгоградская правда»