Введение новых стандартов обучения в старших классах обсуждалось с 2010 года. Свои проекты подготовили две группы разработчиков, затем проект разрабатывала рабочая группа под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. В мае президент РФ Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля.
7 июня Министерство юстиции РФ зарегистрировало Приказ Министерства образования и науки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования. В ближайшее время документ будет опубликован в “Российской газете” и вступит в силу. Апробация нового стандарта в российских школах начнется с 2013 года по мере их готовности к этому.
Обсудить столь значимый для каждой семьи нормативный документ мы решили с председателем комитета по социальной политике Волгоградской областной Думы, Почетным работником общего образования РФ Ириной Гусевой:
– Я внимательно изучила принятый стандарт и не согласна с его критиками, утверждающими, что многие из образовательных услуг, которые сейчас бесплатно оказываются, будут осуществляться за деньги. В школах в рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы. В нее входят все обязательные школьные предметы.
В утвержденных стандартах сейчас жестко зафиксировано количество часов, которое в школе будет бесплатным для учеников – не более 2590 часов за 2 года обучения. Сейчас старшеклассники учатся 36 часов в неделю. По новому стандарту будет на час больше – 37. Это изменение согласовано с санитарной службой, в чьём ведении установление максимально допустимой нагрузки на учеников. Государство гарантировало, что за 37 уроков в неделю платить не надо. Стандарт также фиксирует объём внеурочной деятельности в объёме 700 часов за два года обучения, что можно только приветствовать.
Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что учитель в обязательном порядке должен преподать ученику. Вводится “принцип двух ключей”, по которому выбираются обязательные для изучения в старшей школе предметы.
Первый ключ – это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире, обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Их нельзя не выбрать. На углубленном, на базовом ли уровне, но все они должны быть освоены.
Второй ключ – обязательно должен быть выбран по одному предмету из шести образовательных областей: “Филология”, “Иностранные языки”, “Общественные науки”, “Математика и информатика”, “Естественные науки”, “Физкультура, экология и ОБЖ”. Среди этих областей, например, есть область “Естественные науки”. Из этой области обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет – физика, химия, биология или естествознание.
Само собой разумеется, что помимо этого можно будет выбрать профиль обучения или сформировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с собственными склонностями и интересами. Для этого требуется выбрать 9-10 предметов.
У нас сейчас очень многоукладная старшая школа. Возможность выбрать профиль и его изучать в 10-11 классах в стране имеет только треть ребят. Стандарт задает такую структуру, при которой такие возможности появятся, по оценке экспертов, у 80% ребят. У них будут три варианта: выбрать универсальный профиль (это всего по чуть-чуть); выбрать какой-то конкретный профиль: естественнонаучный, гуманитарный, социальный, экономический, технологический; либо – выбрать индивидуальный учебный план. Это в том случае, например, когда старшеклассник заинтересован углубленно изучать и литературу, и математику.
Еще одно новшество – появление к 2020 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Хотя это положение вызывает у меня некоторые опасения: не каждый человек имеет способности к обучению языкам. Уверена, что данное положение требует еще обсуждения и апробации. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера.
Также важным в новом стандарте считаю появление индивидуального проекта. Как показывает опыт, детям это интересно. И навыки развиваются полезные: индивидуальный проект предусматривает формирование навыков разработки, планирования и рационального использования своего времени. В итоге это напрямую способствует повышению ответственности ученика. Сейчас установлено, что обучение в форме индивидуального проекта может быть на разных предметах или в их комбинации. Например, можно сделать проект по естествознанию, где часть исследования ребенок посвятит физике, часть биологии, часть химии. Это также позволит приблизить школьные знания к решению конкретных проблем, сделать образование в старшей школе более индивидуализированным, что так важно в наш век динамичного развития.