Работяги выходят на трассы

Работяги выходят на трассы

Работяги выходят на трассы
Фото:

ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро», 22 августа 2009 г. – У жителей моногородов, в которых доходы населения держались на 2-3 градообразующих, а теперь рухнувших, предприятиях, вскоре может появиться привычка перекрывать трассы. К такому мнению приходят эксперты информагентства «Полит.Ру». «Полит.Ру» анализирует чрезвычайные протестные действия работников предприятий, оказавшихся без зарплаты.

Пикалевская ситуация повторяется в Иркутской области. Бывшие работники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) провели митинг в центре Иркутска, около городского цирка, с требованием погасить долги по зарплате, а также возобновить работу комбината или создать равнозначные рабочие места в Байкальске.

По данным местного агентства «Телеинформ», участники митинга хотят призвать собственника БЦБК к уголовной ответственности за невыплату зарплат. Кроме того, по их словам, под угрозу встал отопительный сезон в Байкальске: работники ТЭЦ увольняются.

В сентябре 2008 года Минприроды обязало Байкальский ЦБК, входящий в структуру «Базэла» Олега Дерипаски (комбинатом владеет «Континенталь менеджемент»), внедрить замкнутый водооборот, чтобы отходы производства не попадали в Байкал. После этого производство стало нерентабельным, поскольку ЦБК мог производить только небеленую целлюлозу, самый дешевый продукт в отрасли. Предприятие стало убыточным и полгода назад прекратило работу. Были уволены 1377 человек.

Митинг стал продолжением бессрочной голодовки бывших сотрудников градообразующего предприятия, которая началась возле здания администрации Байкальска 2 июня. По словам лидера профсоюза ЦБК Александра Шендрика, в голодовке участвуют 64 человека, четверо из них из-за ухудшения самочувствия уже попали в больницу. Требование протестующих – выплатить четырехмесячный долг по зарплате в 100 млн рублей. Также они грозят, что возможен массовый митинг вблизи федеральной автотрассы М-53 и перекрытие Транссибирской железнодорожной магистрали.

Масштабы происходящего в Иркутске пока не дотягивают до ситуации в городе Пикалево Ленобласти, где из-за остановки градообразующих предприятий без работы и денег осталось практически все трудоспособное население. Там 2 июня около 400 человек перекрыли федеральную трассу Новая Ладога–Вологда. Они требовали возобновить деятельность градообразующих предприятий и погасить многомиллионные долги по зарплате.

Ситуация с пикалевцами оказалась настолько острой, что в нее пришлось лично вмешаться премьеру Владимиру Путину. Основными итогами визита стало полное погашение долгов по зарплатам работникам крупнейшего в Пикалеве предприятия «Базэлцемент» Олега Дерипаски и обещание запустить три остановившихся завода. Путин устроил публичную порку руководителям предприятий и заставил Дерипаску подписать договор с компанией «Фосагро» о поставках сырья на «Базэлцемент», чтобы предприятие начало работать.

Такой вариант решения проблемы, в режиме «ручного управления», некоторые эксперты назвали неэффективным, поскольку события в Пикалево могут породить волну похожих проблем в других городах, основу которых составляют один-два завода. Так, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сказал, что теперь соблазн перекрыть дороги и вызвать себе премьера может появиться и у жителей других моногородов.

Впрочем, Путин еще в Пикалево попытался застраховаться от волны подражаний. Премьер заявил, что те, кто перекрывал федеральную трассу, сделали это «в сговоре и, может быть, за деньги» и не хотели, чтобы он приехал.

О развитии событий, подобных пикалевским, предупреждал известный российский экономист Евгений Гонтмахер. Осенью прошлого года он составил некую последовательность событий, в которой в условиях кризиса может развиваться ситуация в глубине России в ближайшее время.

Читать volgasib.ru в