ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро», 27 октября 2009 г. /Текст пресс-службы Волгоградской областной думы/. – На очередном заседании облдумы депутаты отклонили законопроекты, предложенные администрацией области, которые вносили серьезные изменения в межбюджетные отношения. Решения депутатов прокомментировал депутат Волгоградской областной Думы Владимир ОСЬМАКОВ.
– Три законопроекта – о налоге на имущество организаций, налоге на доходы физических лиц и о транспортном налоге были отклонены депутатами Волгоградской областной Думы, – констатировал депутат.
С одной стороны, действия областной администрации объяснимы. Дефицит областного бюджета заставляет искать возможности увеличения его доходной части. Выпадающие доходы в 2008 г. только по налогу на имущество организаций в связи с установленными льготами составили 2 млрд 504 млн рублей. В нынешних условиях это немалая сумма.
Но вопрос в том, как скажутся эти нововведения на бюджетах муниципальных образований? Они коснутся, прежде всего, школ, детских садов, больниц, библиотек, подростковых клубов, т.е. некоммерческих, бюджетных учреждений, для которых на сегодня действует нулевая ставка налога на имущество. В случае принятия этого закона и отмены льготы муниципальным образованиям придется изыскивать в своем бюджете миллионы рублей, чтобы сохранить эти учреждения.
– Но областная администрация заверяет, что все необходимые дотации муниципалитетам будут предоставлены в полной мере?
– К сожалению, порядок этих выплат муниципальным образованиям еще не разработан. Поэтому на заседаниях комитетов при обсуждении вопроса о налоге на имущество организаций было принято решение рекомендовать администрации области первоначально разработать полный механизм компенсации выпадающих расходов по каждому муниципалитету, и в дальнейшем представить законопроект на рассмотрение в областную Думу. На сегодня данный законопроект отклонен.
– Депутаты отклонили и законопроект, отменяющий единые 10-процентный норматив отчисления от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений и городских округов Волгоградской области.
– Закон, предусматривающий отчисления НДФЛ в бюджеты поселений и городских округов, был принят Волгоградской областной Думой в 2006 г. вместо дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Сегодня администрация области предлагает отменить этот закон, чтобы доходы от налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 10% оставались в консолидированном бюджете области.
Это также сложный и неоднозначный вопрос. В данном случае депутаты исходили из жизнеспособности муниципалитетов. Доходная часть бюджетов городских и сельских поселений, в случае принятия этого законопроекта, теряет миллионы рублей. А это, в нынешних условиях, ощутимо как для городов, так и для сельских поселений.
Что касается законопроекта по увеличению транспортного налога, то его принятие негативно сказалось бы, прежде всего, на владельцах легковых автомобилей.
Предложенный администрацией области законопроект предусматривал ранее запланированное увеличение транспортного налога. В 2008 г. Волгоградская областная Дума приняла закон об увеличении транспортного налога для всех категорий транспортных средств, кроме легковых автомобилей. Индексация налоговых ставок была отложена в отношении данной категории до 1 января 2010 года.
Но, несмотря на то, что эта была запланированная мера, депутаты отклонили принятие данного законопроекта. Прежде всего, потому, что это коснется, в первую очередь, автовладельцев, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Как правило, это люди не с самым большим достатком.
– Но, всё же, поправки в Закон Волгоградской области «О транспортном налоге» были внесены?
– Поправки коснулись образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. В нашей области таких учреждений 113, из них 54 высших учебных заведения, остальные средне специальные.
Большинство этих учреждений финансируется из федерального бюджета, или являются коммерческими, головные организации которых зарегистрированы в других областях.
В 2002 г., когда образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования были освобождены от уплаты транспортного налога, предполагалось, что высвободившиеся средства будут использованы на сохранение бесплатных мест обучения и развитие материально-технической базы этих учреждений. Но, согласно имеющейся информации финансирование из федерального бюджета этим учреждениям было уменьшено на сумму транспортного налога.
Таким образом, образовательные учреждения не только не смогли использовать высвободившиеся средства на запланированные цели, но и обязательства федерального бюджета фактически были профинансированы за счет средств областного бюджета.
Областным депутатам предстоит работа над поправками в главный финансовый документ области – на прошедшем заседании областной Думы корректировки в региональный бюджет депутаты приняли в первом чтении. Я согласен с председателем областной Думы Владимиром Кабановым и моими коллегами по фракции «Единая Россия» в том, что финансовая ситуация сегодня очень непростая. Однако непринятием никакого решения мы только осложнили бы ее. Считаю достижением уже то, что, несмотря на сложный финансовый период, социальные гарантии и льготы в нашем регионе в этом году будут сохранены в полном объеме, и ранее взятые социальные обязательства будут выполнены полностью.