Администрация Волгограда против передачи полномочий по распоряжению городскими земельными участками на областной уровень

Администрация Волгограда против передачи полномочий по распоряжению городскими земельными участками на областной уровень

Администрация Волгограда против передачи полномочий по распоряжению городскими земельными участками на областной уровень
Фото:

Инициатива областных законодателей о передаче полномочий по управлению земельными ресурсами на территории Волгограда с муниципального уровня на региональный стала темой брифинга председателя профильного комитета мэрии Елены КОЗЛОВОЙ. Об этом сообщает пресс-служба мэрии.

Законопроект о распоряжении земельными участками в Волгограде, государственная собственность на которые не разграничена, внесен в областную думу рядом депутатов заксобрания региона.

Согласно предлагаемому документу, с 1 июля 2011 года предоставление земельных участков под многоквартирное жилищное строительство и строительство коммерческих объектов должно будет осуществляться администрацией области. В ведении мэрии Волгограда остаются такие полномочия, как предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, и оформление земельных участков под существующими объектами недвижимости, а также развитие застроенных территорий.

При этом в любом случае большая часть процедуры предоставления земельного участка будет осуществляться администрацией Волгограда. Согласно Земельному кодексу РФ, при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта орган местного самоуправления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и готовит акт о выборе земельного участка для строительства. В случае предоставления земельного участка без предварительного согласования (на аукционах) определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к инженерным сетям также не могут быть реализованы без участия администрации Волгограда.

Кроме того, к безусловным полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и другие.

«Последствия принятия законопроекта вызывают сегодня серьезные опасения, – отмечает Елена Козлова. – Застройщики будут вынуждены обращаться не в одну, а сразу в две структуры – администрацию региона и мэрию. Процедура усложнится обязательной в таком случае перепиской и согласованиями между администрациями города и области. Время подготовки документации неизбежно увеличится. Кроме этого, предприниматели окажутся в правовом вакууме: неясно, куда им обращаться и с какими документами, как будет организована процедура предоставления земельных участков, каков срок рассмотрения документации».

Между тем, напомним, в 2010 году администрацией Волгограда в рамках реализации поручения премьер-министра России Владимира Путина об устранении административных барьеров были предприняты серьезные меры для упрощения действующей процедуры выделения земли и создания системы «одного окна». С этой целью в мэрии ведется работа по формированию единого департамента по градостроительству и землепользованию, положение о котором уже принято городской думой. «После принятия закона, проект которого представлен, вместо «одного окна» мы получим их множество, что приведет к удлинению процедуры, образованию бюрократической цепочки», — говорит Елена Козлова.

Еще один важный аспект проблемы связан с подготовкой земельных участков к торгам, что в силу требований федерального закона является довольно длительным процессом, требующим дополнительных средств. Однако в областном бюджете эти деньги сегодня не заложены. В то же время, администрация Волгограда планировала в 2011 году выставить на торги 200 земельных участков и выручить от продажи права аренды 130 млн. рублей. Подобные планы продиктованы новой концепцией работы муниципалитета в этой сфере: в 2010 году мэрией проведено 28 аукционов, на торги выставлялись 77 земельных участков, из них под жилищное строительство – 62. Благодаря этому в бюджет Волгограда поступил 51 млн. рублей, что на 31 млн. рублей больше, чем в 2009 году.

Между тем, процесс реализации нового областного закона в случае его принятия ставит под вопрос результаты торгов и объемы поступлений средств в городской бюджет. В проекте закона и приложенных к нему материалах не содержится информация о порядке и условиях компенсации выпадающих доходов бюджета Волгограда из областного бюджета.

Эффективность предлагаемых нововведений ставится специалистами под сомнение и с учетом практики других регионов, где полномочия по управлению земельными ресурсами в административных центрах были в свое время переданы на региональный уровень. Так, в Воронеже областной администрацией в 2010 году не проведено ни одних торгов. В Липецке проведено 2 торгов по 7 земельным участкам, при этом торги не состоялись. На территории Орла состоялось 2 аукциона. В Саратове, где с 2007 года полномочия осуществлялись областью, в 2009 году управление землей вновь было возвращено на уровень муниципалитета – этот шаг столь показателен, что не нуждается в комментариях.

Таким образом, принятие нового закона не только не сократит сроки предоставления земельных участков застройщикам и не упростит процедуру, как того требуют федеральные власти, но и, наоборот, максимально усложнит процедуру, а также создаст массу неудобств для лиц, испрашивающих земельные участки для строительства.

Читать volgasib.ru в